Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Уральское таможенное управление

18 августа 2003 17:49

Результаты правоохранительной деятельности Уральского таможенного управления в I полугодии 2003 года


 Несмотря на новые приоритеты в работе таможенных органов, когда развитие отношений между таможенной системой и участниками внешнеэкономической деятельности, переместилось в плоскость цивилизованного сотрудничества, есть целый ряд обстоятельств, которые обусловили необходимость активной целенаправленной деятельности по предотвращению преступлений во внешней торговле и борьбы с контрабандой. В сферу деятельности таможенной службы в соответствии с Таможенным кодексом входят традиционные составляющие работы любой правоохранительной структуры: розыск, расследование, дознание. Право осуществления таможенными органами оперативно-розыскной деятельности определено Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Усилия правоохранительных подразделений таможен УТУ направлены, прежде всего, на стабилизацию криминогенной обстановки в сфере внешнеэкономической деятельности, выявление и пресечение фактов контрабанды наркотиков,  предупреждение терроризма.
Оперативная обстановка в зоне ответственности УТУ продолжает оставаться достаточно сложной. В течение шести месяцев 2003 года правоохранительными подразделениями таможенных органов Управления возбуждено 5255 дел об административных правонарушениях, 86 - уголовных дел, в 2 раза больше чем за аналогичный период прошлого года. Выявлен 41 факт особо опасных видов контрабанды: из незаконного оборота изъято 2 единицы оружия и 2033 единицы боеприпасов (патронов), предотвращен незаконный вывоз за пределы Российской Федерации иностранной валюты в сумме превышающей 62 тысячи долларов США, пресечено 29 попыток контрабанды и незаконного оборота наркотических веществ (2002 год – 22), из незаконного оборота изъято более 24 кг наркотиков.
Большая  часть правонарушений выявлена в зоне деятельности Курганской, Магнитогорской, Нижнетагильской, Челябинской и Екатеринбургской таможен. Это связано с наличием наиболее протяженных участков российско-казахстанской границы, большим количеством международных транспортных магистралей (Курганская, Челябинская, Магнитогорская таможни) и высокой степенью концентрации промышленного производства (Нижнетагильская, Челябинская, Магнитогорская и Екатеринбургская таможни), где осуществляется  основной объем декларирования товаров. 
Географическое положение, уровень развития внешнеэкономической  деятельности  сказывается и на характере таможенных правонарушений.  Для промышленно-развитых областей  - большая часть из них экономического характера. Так, импорт налогоемких  товаров зачастую сопровождается  подменой  и  подделкой товаросопроводительных документов, занижением стоимости, недостоверным декларированием,   применяются и такие откровенно криминальные схемы контрабанды, как недоставка товаров до таможен назначения или «ложный транзит».
Экспортная сфера в основном ориентирована на продажу за рубеж энергоносителей, стратегического сырья, леса, пиломатериалов, черных и цветных металлов. Не редко при совершении преступлений создается разветвленная сеть подставных коммерческих структур, призванная скрыть истинных криминальных участников ВЭД. В криминальных схемах присутствуют неуловимые фирмы «однодневки», выполняющие функции посредников, выявить которые довольно сложно Северные районы Уральского федерального округа главные поставщики газа и нефти (здесь добывается 90% российского газа и 70% нефти), привлекательны не только для добросовестных участников рынка, но и для различного рода махинаторов.  Учитывая, что торговля нефтью дает значительную долю денежных поступлений в бюджет страны, задача таможни как фискального органа – организовать строгий учет вывозимого сырья, сделать все, чтобы бюджет не терял в результате таких махинаций.
 Особенность Уральского федерального округа и в том, что здесь проходит  участок российско-казахстанской границы, через который пролегли основные торговые маршруты, связывающие Россию с Казахстаном и с республиками Средней Азии. По данным Уральской оперативной таможни три четверти правонарушений совершается при перемещении товаров через российско-казахстанскую границу в режиме импорта. При этом наибольшее количество правонарушений связано с недекларированием или недостоверным декларированием товаров и транспортных средств, занижением весовых или стоимостных характеристик ввозимых товаров. Объектами правонарушений чаще всего являются автотранспортные средства, недрагоценные металлы, древесина и изделия из нее, товары народного потребления (одежда, обувь), кроме того, из Республики Казахстан физическими лицами с нарушениями таможенного законодательства мелкооптовыми партиями ввозятся и продукты питания.
На приграничной территории организованные преступные группировки, контролируют контрабандное перемещение определенных видов товаров, обеспечивая меры безопасности: разведка маршрута, сопровождение и перегрузка груза, изготовление необходимых документов.
Существуют предпосылки для возникновения и такого вида преступной деятельности, как вымогательство у водителей автотранспорта товаров, материальных ценностей и денежных средств, совершение разбойных нападений.
Весьма серьезное положение, с точки зрения государственной безопасности, складывается на канале незаконной миграции граждан стран «дальнего» и «ближнего» зарубежья, следующих транзитом через Россию, некоторые из них остается на ее территории с нарушением установленных правил регистрации.
Учитывая сложность оперативной обстановки на российско-казахстанской границе, сотрудники Уральской оперативной таможни оказывают практическую помощь  правоохранительным подразделениям  таможенных органов приграничных территорий. Особое внимание уделяется повышению эффективности деятельности оперативно-розыскной деятельности, взаимодействию с другими силовыми структурами. За 1 полугодие 2003 года сотрудниками таможен и Уральской оперативной таможни по линии борьбы с экономическими таможенными правонарушениями проведено 942 оперативно – розыскных мероприятий, что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Стоит отметить, что значительно повысилась их результативность, так более 90% уголовных дел были возбуждены по оперативным материалам.
Особую озабоченность  вызывает активизация противоправной деятельности в сфере нелегального оборота и контрабанды наркотических веществ. Основная часть изымаемых наркотиков имеет зарубежное происхождение, а наиболее опасные и дорогостоящие виды, как героин, опий и др. – доставляются из-за рубежа исключительно по контрабандным каналам. Основная схема -  так называемый «Памирский тракт». Из Афганистана и Пакистана через бывшие республики бывшего СССР (Таджикистан, Казахстан, Киргизию) героин поступает  и в центральные регионы России, часть наркотиков транзитом идет дальше в Европу. В этих условиях возрастает  роль таможенных органов региона в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В первом полугодии 2003 года по линии борьбы с контрабандой наркотиков проведено 573 оперативно-розыскных мероприятий, выявлено 29 фактов незаконного оборота наркотиков, изъято более 24 кг наркотических и психотропных веществ, что на 31 % больше чем за этот же период 2002 года. По выявленным фактам контрабанды возбуждено 29 уголовных дел. Уральским таможенным управлением и Уральской оперативной таможней разрабатываются и реализуются дополнительные меры, направленные на усиление эффективности служебной деятельности таможенных органов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Принимаются меры по наращиванию оперативных позиций, повышению качества проведения оперативных мероприятий, совершенствованию форм и методов оперативно-розыскной деятельности.

Задачи, стоящие перед таможенной службой во многом сходны с функциями других силовых структур. Поэтому особое внимание уделяется укреплению взаимодействия с органами ФСБ. МВД, МНС, ФПС. В основе такого взаимодействия лежат соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью, проводятся совместные встречи и совместные операции, осуществляется обмен информацией. В первом полугодии совместно с другими правоохранительными органами  проведено 235 оперативно-розыскных мероприятий, в числе которых и такие совместные комплексные операции как: «Канал», «Караван –Авто», «Вихрь-Антитеррор» и др.  В ходе совместной деятельности накапливается опыт оперативной работы, выявляются схемы совершения преступлений, вырабатываются механизмы противодействия. В настоящее время на уровне аппарата полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе решается вопрос о создании единого банка данных информации правоохранительных органов округа.


 

Оценить