Сегодня 27 июня 2017 года
Для слабовидящих

История УТУ

PDFПечатьE-mail

Краткая характеристика Уральского федерального округа

Уральский Федеральный округ занимает одно из первых мест в стране по многим показателям: это и демографические характеристики (естественный прирост), и объем валового регионального продукта, объем экспорта и пр. Уральский регион является одним из самых динамично развивающихся регионов России. Уральский федеральный округ уникален и по своему экономико-географическому положению. Территория богата полезными ископаемыми. Здесь находятся уникальные производства, крупные предприятия металлургического и машиностроительного комплексов. Уникальна и транспортная система: через территорию Урала проходят многие внутренние и международные пути (авиалинии, Транссибирская магистраль), связывающие Юго-Восточную Азию с Западной Европой с востока на запад, и Центральную Азию с Арктическим побережьем с юга на север.

Площадь федерального округа составляет 1 788,9 тыс.км2 или 10,5% от территории России и занимает третье место среди федеральных округов России после Дальневосточного и Сибирского.

В Уральский федеральный округ входит территория Урала и части Западной Сибири, с севера территория УрФО омывается водами Северного Ледовитого океана. На западе Уральский федеральный округ граничит с Северо-Западным и Приволжским федеральными округами, на востоке - с Сибирским федеральным округом, на юге - с Республикой Казахстан.

Существенное влияние на формирование экономики УрФО оказывает его чрезвычайно выгодное экономико-географическое положение. Географически Урал расположен в центре Российской Федерации. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда - относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции. На территории УрФО особенно развито машиностроение. Благоприятное экономико-географическое положение Урала способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда.

По объему внешнеторгового оборота УрФО занимает 2-е место среди федеральных округов Российской Федерации. Причем объем экспорта десятикратно превышает объем импорта. Основными статьями экспорта предприятий УрФО является продукция отраслевой специализации: топливо (нефть и газ), нефтепродукты, цветные и черные металлы, стальные трубы, разнообразная продукция машиностроения, пиломатериалы.

Участниками ВЭД импортируется в УрФО продукция легкой и пищевой промышленности, товары народного потребления, машины и оборудование.

Таким образом, природные ресурсы УрФО отличаются большим разнообразием и оказывают огромное влияние на его специализацию и уровень развития. Уральский экономический район обладает значительными запасами минерально-сырьевых, топливных и нерудных полезных ископаемых. По запасам некоторых видов минеральных ресурсов (медных руд, асбеста, калийных солей) Урал занимает ведущее место в мире.

История УТУ

Уральское таможенное управление (далее – Управление) создано приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 116. В структуру Управления были включены 10 отделов, 2 службы и 1 сектор. Общая штатная численность составляла 76 человек.

В зону деятельности Управления были включены территории Свердловской, Пермской, Курганской, Оренбургской, Челябинской, Тюменской областей, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Не случайно местом дислоцирования Управления был выбран именно Екатеринбург, по праву считающийся не только столицей Уральского федерального округа, но и историческим центром таможен Урала и Западной Сибири. Возникшая почти 287 лет тому назад, практически одновременно с образованием города, Екатеринбургская таможня долгие годы стояла на страже «государевых интересов», и, находясь на границе Европы и Азии, выполняла важную торгово-посредническую роль и собирала немалую пошлину для российской казны.

Структура таможенных органов Управления развивалась в соответствии с изменяющимися условиями.

27 июля 1987 года приказом Главного управления Государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР № 81 в Магнитогорске создана первая на Урале таможня. Зонами деятельности для Магнитогорской таможни были определены 5 областей Урала (Пермская, Тюменская, Курганская, Челябинская, Свердловская) и Башкирия.

Современная Екатеринбургская таможня создана 05 июля 1989 года в соответствии с приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУ ГТК СССР) № 111 «О создании таможен».

17 августа 1989 года подписан приказ ГУ ГТК СССР № 134 «О создании Челябинской таможни». Практическую деятельность таможня начала
с 22 октября 1990 года с момента принятия в таможню первых сотрудников.

В 1989 году были созданы Оренбургская, Пермская и Уфимская таможни.

25 марта 1996 года приказом ГТК России № 164 Уфимская таможня реорганизована в Башкирское таможенное управление.

Современная Тюменская таможня создана приказом ГУ ГТК СССР
от 24 октября 1990 года № 253 путем преобразования Тюменского таможенного поста (образован приказом ГУ ГТК СССР от 01 сентября 1989 года № 148).

Курганская таможня создана 05 августа 1992 года приказом ГТК России № 310 «О создании новых таможенных органов» путем преобразования Курганского таможенного поста.

Ижевская таможня – была образована 1992 году, в 1996 году переименована в Удмуртскую таможню.

21 июля 1993 года на базе таможенного поста «Нижний Тагил» (создан
30 июля 1990 года на основании приказа ГУ ГТК СССР № 166 «О создании таможенных учреждений») сформирована Нижнетагильская таможня.

Орская таможня – создана в 1993 году.

Уральский акцизный таможенный пост - создан в соответствии с приказом ГТК России от 06 сентября 1994 года № 457. Приказом ГТК Росси
от 14 ноября 1994 года № 592 выделен из структуры Управления. Ликвидирован приказом ГТК России от 02 сентября 1997 года № 527.

Кольцовская таможня образована в соответствии с приказом ГТК России
от 17 февраля 1995 года № 104 «О создании Кольцовской таможни».

10 ноября 1995 года приказом ГТК России № 676 создана Нижневартовская таможня путем преобразования Нижневартовского таможенного поста (создан 11 сентября 1992 года приказом ГТК России от 11 сентября 1992 года № 397).
03 сентября 2003 года приказом ГТК России № 954 «Об изменении ряда наименований таможен Российской Федерации» Нижневартовская таможня переименована в Ханты-Мансийскую таможню.

10 ноября 1995 года приказом ГТК России № 676 создана Сургутская таможня. В соответствии с приказом ГТК России от 01 сентября 2000 года № 797 Сургутская таможня реорганизована путем присоединения к Нижневартовской таможне.

10 июня 1997 года приказом ГТК России № 329 в Уральском регионе создана Уральская оперативная таможня.

09 августа 1995 года приказом ГТК Российской Федерации № 486 создана Новоуренгойская таможня на базе таможенного поста «Новый Уренгой» (был создан приказом ГУ ГТК СССР от 24 октября 1990 года № 253). Приказом ГТК России от 12 июля 2002 года № 739 Новоуренгойская таможня переименована в Ямало-Ненецкую (с 01 января 2003 года) и передислоцирована из г. Новый Уренгой в г. Салехард.

16 июня 2000 года приказом ГТК России № 522 «О совершенствовании системы таможенных органов, расположенных в Приволжском и Уральском федеральных округах» регионом деятельности Уральского таможенного управления определена территория Уральского федерального округа (в зоне ответственности таможенных органов Управления имелась граница с Республикой Казахстан протяженностью более 1500 км). С 01 июля 2000 года Оренбургская, Орская, Пермская и Удмуртская таможни были переданы из непосредственного подчинения Уральского таможенного управления в подчинение Приволжскому таможенному управлению.

На формирование структуры таможенных органов, расположенных в Уральском федеральном округе, оказывали влияние как экономические, так и внешнеполитические тенденции.

В целях совершенствования структуры таможенных органов Уральского таможенного управления, расположенных в г. Екатеринбурге, в 2010 году ликвидирован Екатеринбургский железнодорожный пост Екатеринбургской таможни, созданы 2 центра электронного декларирования (Южно-Уральский таможенный пост Челябинской таможни (ЦЭД) и Екатеринбургский таможенный пост (ЦЭД) Екатеринбургской таможни), регионом деятельности которых была определена территория Уральского федерального округа. В зоне деятельности Нижнетагильской таможни, в целях обеспечения функционирования Корпорации ВСМПО – АВИСМА (Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение) и создаваемой свободной экономической зоны «Титановая долина», в 2010 году создан Верхнесалдинский таможенный пост.

В связи с отменой с 01 июля 2011 года таможенного контроля на «внутренних» границах стран – членов Таможенного союза были проведены мероприятия по изменению структуры таможенных органов Управления. Ликвидированы 9 таможенных постов (таможенные посты Курганской таможни: Звериноголовский, ЖДПП Петухово, МАПП Петухово; таможенные посты Магнитогорской таможни: ДАПП Мариинский, ДАПП Николаевка, ЖДПП Карталы, таможенный пост МАПП Казанское Тюменской таможни; таможенные посты ЖДПП Троицк, МАПП Бугристое Челябинской таможни) и 2 отдела таможенного оформления и таможенного контроля Половинского таможенного поста Курганской таможни (ОТОиТК № 3 и ОТОиТК № 4).

В 2013 году, в целях оптимизации структуры таможенных органов, расположенных в Уральском федеральном округе, в соответствии с приказом ФТС России от 09 октября 2012 года № 2028 «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Уральском федеральном округе» с 05 февраля 2013 года реорганизованы Курганская и Нижнетагильская таможни в форме присоединения к Челябинской и Екатеринбургской таможням соответственно. Подобные организационно - штатные мероприятия проводились впервые после 2000 года, когда 4 таможни были переподчинены Приволжскому таможенному управлению и ликвидирована Сургутская таможня.

Важным событием в 2013 году стало открытие в новом грузовом комплексе ОАО «Аэропорт Кольцово» первого в Уральском федеральном округе места международного почтового обмена (ММПО г. Екатеринбург). В соответствии с приказом Управления с 28 октября 2013 года создан ОТОиТК № 2 таможенного поста Аэропорт Кольцово (грузовой) штатной численностью 35 шт.ед., специализирующийся на совершении таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу Таможенного союза в международных почтовых отправлениях. В структуре Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина 16 июня 2015 года создан таможенный пост Аэропорт Кольцово (почтовый).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года № 2203-р в морском порту Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ) установлен морской грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В соответствии с приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 08 сентября 2014 года № 194-ОД (вступил в силу 23 января 2015 года) открыт морской грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Сабетта.

Результатом проведенных в марте-апреле 2016 года организационно - штатных мероприятий стала реорганизация Магнитогорской таможни в форме присоединения Карталинского, Магнитогорского железнодорожного таможенных постов и таможенного поста Аэропорт Магнитогорск к Челябинской таможне.

По состоянию на 01 июня 2016 года в регион деятельности Уральского таможенного управления входит территория шести субъектов Уральского федерального округа: Свердловской, Тюменской, Челябинской, Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Организационную структуру Управления формируют 7 таможен: Уральская оперативная, Екатеринбургская, Тюменская, Челябинская, Ханты-Мансийская, Ямало-Ненецкая и Кольцовская им. В.А. Сорокина и 49 таможенных постов.

В настоящее время в регионе деятельности Уральского таможенного управления функционируют 5 аэропортов, открытых для международного сообщения: аэропорт г. Магнитогорск, аэропорт Баландино (г. Челябинск), аэропорт г. Сургута, Аэропорт г. Кургана, Аэропорт Сабетта, 4 воздушных пункта пропуска: Аэропорт Кольцово (г. Екатеринбург), Аэропорт Рощино (г. Тюмень), Аэропорт г. Ханты-Мансийск, Аэропорт г. Нижневартовск и 1 морской пункт пропуска Сабетта.

Уральскому таможенному управлению 20 лет