Сегодня 16 ноября 2018 года
Для слабовидящих

Горячие вопросы

PDFПечатьE-mail

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы

Вопрос: Планирую приобрести в Индии лекарственный препарат, основным компонентом которого является софосбувир. Подскажите, как можно его ввезти и могу ли заказать лекарство через интернет-магазин?

Ответ: Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования регламентируются главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

Определение понятия «товары для личного пользования» приведено в пункте 46 статьи 2 ТК ЕАЭС, согласно которому это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях (далее – МПО) либо иным способом.

Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:

1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;

2) характера и количества товаров;

3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы ЕАЭС и (или) перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС этим физическим лицом или в его адрес (пункт 4 статьи 256 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Перечень товаров, в отношении которых введены единые меры нетарифного регулирования, утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования».

Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза лекарственных средств, принятым решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (приложение № 21), определено, что ввоз физическими лицами зарегистрированных и незарегистрированных лекарственных средств в качестве товаров для личного пользования осуществляется без представления таможенному органу государства-члена ЕАЭС сведений о включении в реестр или заключения (разрешительного документа).

В отношении лекарственных средств, являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами, таможенным законодательством ЕАЭС предусмотрены запреты и ограничения.

Физические лица вправе ввозить для личного применения лекарства, содержащие наркотические и психотропные вещества, только в ограниченных количествах и по медицинским показаниям при наличии подтверждающих медицинских документов с указанием наименования и количества товара (подпункт а пункта 6 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, принятого решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (приложение № 10) . Как правило, это рецепт или справка от врача, выписка из истории болезни.

Подтверждающие медицинские документы (их заверенные копии) составляются на языке государства-члена ЕАЭС, на территорию которого осуществляется ввоз указанных лекарственных средств, либо прилагается их нотариально заверенный перевод на язык указанного государства-члена ЕАЭС, в случае если иное не установлено законодательством государства-члена ЕАЭС.

Форма подтверждающих медицинских документов правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не установлена.

Такие препараты подлежат обязательному таможенному декларированию (подпункт 2 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС).

Исходя из изложенного, при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС лекарственных препаратов, не содержащих наркотические и психотропные вещества, физическим лицом запреты и ограничения не предусмотрены при условии подтверждения статуса товара «для личного пользования».

Чтобы узнать, распространяются ли на Ваше лекарство ограничения и запреты при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС, необходимо изучить состав препарата на предмет содержания в нем наркотических и психотропных веществ. Со списком запрещенных к провозу наркотических и психотропных веществ можно ознакомиться в разделе 2.12 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС «Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры» (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»).

Указанный Вами в обращении лекарственный компонент – софосбувир –

не включен в раздел 2.12 Перечня товаров.

В целях подтверждения статуса товара рекомендуем заблаговременно получить заключение лечащего врача о продолжительности (сроках) лечения лекарственным средством, разовую дозу и количество ежедневных приемов. Количество доз (таблеток) перемещаемого лекарственного средства должно соответствовать количеству, полученному умножением продолжительности лечения в сутках на разовую дозу и на количество ежедневных приемов.

Дополнительно сообщаю, что в соответствии с пунктом 4 Приложения 1

к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г.

№ 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» освобождаются от уплаты таможенных платежей товары для личного пользования (за исключением неделимых товаров для личного пользования), пересылаемые в МПО на таможенную территорию ЕАЭС, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро и (или) вес брутто МПО не превышает 31 килограмм в течение 1 календарного месяца в адрес одного физического лица (ставки действуют до 31 декабря 2018 г.).

В случае превышения указанных ограничений в отношении товаров для личного пользования (за исключением неделимых товаров для личного пользования), пересылаемых в МПО, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги по единой ставке в размере 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм (пункт 4 Приложения 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»).

В соответствии с пунктом 8 статьи 286 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров, пересылаемых в МПО, производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих МПО, либо декларации на товары.

В соответствии с разделом V Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в МПО, утвержденных приказом ГТК России от 03 декабря 2003 года № 1381, при отсутствии сведений, необходимых для выпуска товаров, перемещаемых в МПО, в соответствии с заявленной таможенной процедурой, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена, составляет уведомление о необходимости подачи декларации на товары, которое направляется по месту нахождения адресата.

При поступлении МПО с уведомлением в объект почтовой связи работниками этого объекта адресату направляется извещение. При предъявлении адресатом извещения работник объекта почтовой связи выдает адресату под расписку на извещении изъятые из страхового мешка экземпляр уведомления, почтовые и другие сопроводительные документы.

Полученное уведомление адресат подает в таможенный орган, в котором будет производиться таможенное декларирование товаров, пересылаемых в МПО.

Выдача МПО получателю без разрешения таможенного органа не допускается.

Вопрос: Прошу разъяснить порядок уплаты утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы к ним.

Ответ: Федеральным законом от 29.12.2015 № 392-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» с 1 января 2016 года введен утилизационный сбор в отношении самоходных машин и прицепов к ним.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (далее – Перечень).

Взимание утилизационного сбора в отношении ввозимых транспортных средств в Российскую Федерацию осуществляет Федеральная таможенная служба.

Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем.

Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним по форме, которая приведена в приложении № 1 к Правилам;

б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме, приведенной в приложении № 2 к Правилам, выданное вышеуказанным таможенным органом, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;

д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.

Уплата утилизационного сбора, взимаемого Федерального таможенной службой, может осуществляться с использованием электронных средств платежа (в том числе через платежные терминалы или банкоматы)

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов и выдает плательщику или его уполномоченному представителю приходный ордер.

Отметка об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора проставляется на бланке паспорта или в паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп.

Вопрос: Наша организация планирует привезти иностранный товар для реализации на территории России. Какие таможенные платежи мы должны будем уплатить?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 51 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

В соответствии с ч.1 ст. 136 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

В соответствии с главой 7 ТК ЕАЭС базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара).

Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно (ст. 52 ТК ЕАЭС).

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ЕАЭС.

В случае если для исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена, такой пересчет производится по курсу валют, действующему на день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза (ст. 56 ТК ЕАЭС).

Сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию с применением единых ставок таможенных пошлин, налогов, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин, налогов и соответствующей единой ставки таможенных пошлин, налогов.

Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Союза, утвержденным Решением Совета Евразийского экономической комиссии от 16 июля 2012 г. №54, систематизированные в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Согласно статье 46 ТК ЕАЭС при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза взимается налог на добавленную стоимость (НДС).

Сумма НДС, подлежащего уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.

В Российской Федерации для целей исчисления налога применяются ставки, установленные статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

За совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, взимаются таможенные сборы.

В соответствии со статьями 125, 126 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные сборы исчисляются плательщиками.

Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 №863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».

Вопрос: Какие таможенные платежи должно заплатить физическое лицо при ввозе транспортного средства для личного пользования? В каких случаях предоставляются льготы по их уплате?

Ответ: Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования регулируется главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (далее - Решение Совета ЕЭК).

В соответствии с пунктом 6 приложения N 3 к Решению Совета ЕЭК иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:

ввоз на таможенную территорию ЕАЭС из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС;

авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев либо иного более жесткого срока, установленного законодательством государства - члена ЕАЭС, до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС;

таким физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию ЕАЭС авто- и мототранспортных средств, прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС или получением статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС.

При несоблюдении вышеуказанных условий в отношении ввозимых физическими лицами на таможенную территорию ЕАЭС легковых транспортных средств для личного пользования подлежат уплате таможенные пошлины, налоги по единым ставкам, размеры которых установлены таблицей 2 приложения N 2 к Решению Совета ЕЭК.