Сегодня 19 ноября 2018 года
Для слабовидящих

Информация для физических лиц, пересекающих таможенную границу Таможенного союза

PDFПечатьE-mail

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).

В местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории может применяться система двойного коридора.

«Зеленый» коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа.

«Красный» коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется декларирование по желанию физического лица.

Обязательному таможенному декларированию в письменной форме подлежат:

1) товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;

2) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования (приложение 2 к Соглашению);

3) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов Таможенного союза (приложение 3 к Соглашению);

4) транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;

5) валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов таможенного союза (статьи 4, 5 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51);

6) культурные ценности;

7) товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;

8) иные товары, определенные таможенным законодательством таможенного союза.

Физические лица, въезжающие на таможенную территорию Таможенного союза, могут беспошлинно с собой провезти до 50 килограммов багажа.

Речь идет только о товарах для личного пользования, не предназначенных для коммерческих целей. При этом общая стоимость ввозимого товара не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро при перемещении товара воздушным транспортом и 1500 евро при перемещении иными видами транспорта. Если вышеуказанные нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг.

Существуют также ограничения на беспошлинный ввоз подакцизных товаров, таких как, алкогольная и табачная продукция. Так, например, физическое лицо может ввезти на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин и платежей до 3 литров алкогольных напитков и пива на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста. Что касается табачной продукции, то здесь беспошлинная норма ввоза составляет до 50 сигар (сигарилл), или 200 сигарет, или до 250 граммов табака либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов, в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Ввоз на таможенную территорию таможенного союза физическими лицами для личного пользования этилового спирта и алкогольной продукции общим объемом более 5 литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста, более 200 сигарет или 50 сигар или 250 граммов табака, либо указанных табачных изделий в наборе общим весом более 250 граммов на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста – запрещен.

Ввоз (вывоз) физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на (с) таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:

при единовременном ввозе (вывозе) наличных денежных средств (включая рубли РФ) и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

при единовременном ввозе (вывозе) наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых (вывозимых) наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Единовременный ввоз (вывоз) физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.

Ввоз (вывоз) физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

В пассажирской таможенной декларации должны быть указаны сведения об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, их владельцах, а также о предполагаемом использовании.

В заключение хочется добавить, что соблюдение всех этих несложных формальностей поможет избежать вам неприятных сюрпризов на таможне. А если вы в чем-то не уверены, лучше заранее обратитесь к сотруднику таможенного органа, который непременно вас компетентно проконсультирует.

Правовой отдел Уральского таможенного управления

Жалуемся по-новому в Таможенном союзе

Жалуемся по-новому в Таможенном союзе.

Вопросам обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц посвящена глава 3 Закона: «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц».

Закон (как и ТК России) чётко определяет круг лиц, которые имеют право на подачу жалоб. Это лица, чьи права, свободы или законные интересы, по мнению этих лиц, нарушены обжалуемыми решением, действием (бездействием) таможенного органа или его должностного лица, либо этим лицам созданы препятствия к реализации прав, свобод или законных интересов, либо незаконно возложена на них какая-либо обязанность (статья 36 Закона). Иными словами, если обжалуемые решения, действия или бездействия затрагивают данных лиц непосредственно и индивидуально.

В частности, одной из самых распространённых ошибок является подача жалоб близкими родственниками тех лиц, которых коснулись решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, при том, что правовые последствия таких решений, действий или бездействия на данных близких родственников «пострадавших» никоим образом не направлены. Подача таких жалоб может быть понятна с человеческой точки зрения, но не вписывается в рамки Закона.

Далее отметим, что в части 1 статьи 37 Закона чётко прописано то, что раньше исходило из общего смысла главы 7 ТК России, а именно: предусмотренный главой 3 Закона порядок распространяется только на жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела, то есть, на те решения, действия (бездействие), которые направлены непосредственно на реализацию возложенных на таможенные органы функций, в частности - это, вопросы совершения таможенных операций и помещения товаров и транспортных средств под таможенные процедуры, действия и решения при проведении таможенного контроля, вопросы контроля таможенной стоимости ввозимых товаров и транспортных средств, исчисления и уплаты таможенных платежей, классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и так далее. Все иные жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц рассматриваются или в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для рассмотрения обращений, либо в ином специальном порядке, установленным соответствующими федеральными законами, например, специальный порядок предусмотрен для обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях (глава 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Требует особого внимания новое положение Закона, детально регламентирующее вопросы подтверждения полномочий лиц при обжаловании и участия представителей лиц в таможенных органах при обжаловании (статья 39 Закона). В отличие от главы 7 ТК России в главе 3 Закона законодатель в части установления компетенции лиц, обращающихся в таможенные органы с жалобами, детализировал всё до мелочей.

Согласно части 1 статьи 39 Закона, организации участвуют в обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица через свои органы, действующие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Что собой представляют эти органы? Федеральными законами «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрено функционирование как коллегиальных, так и единоличных исполнительных органов обществ. Руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, президент и другие), полномочия которого определяются договором, заключаемым указанным лицом с советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, либо с общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью, либо советом директоров (наблюдательным советом), а также уставом общества и законодательством Российской Федерации. Данные лица в числе прочих полномочий обладают правом представлять интересы обществ без доверенности во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации.

Важно учитывать часть 5 статьи 39 Закона, согласно которой полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Однако, для широкого круга граждан гораздо важнее иные положения статьи 39 Закона. Согласно части 2 статьи 39 Закона в защиту прав и законных интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица выступают их законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители, которые могут поручить совершать действия по обжалованию другому избранному ими представителю. Несмотря на то, что ситуация, когда решениями, действиями или бездействием таможенного органа затрагиваются права или законные интересы недееспособных или ограниченно дееспособных лиц маловероятна, но всем, кого это может непосредственно коснуться, неплохо знать о данном положении законодательства заблаговременно. Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими их статус и полномочия.

Для желающих обратиться к услугам адвоката или юриста, представителя, не обладающего статусом адвоката, отметим, что и это предусмотрел Закон - представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.

При этом полномочия адвоката удостоверяются в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации» - либо ордером по установленной форме, либо доверенностью, а полномочия иных представителей, как называет их Закон «иные оказывающие юридическую помощь лица» – доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с частью 6 статьи 39 Закона. Доверенность должна отвечать следующим требованиям: если она выдана от имени организации, то должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации, если же доверенность выдана от имени гражданина - может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке, доверенность от имени индивидуального предпринимателя - подписана им и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.

И последнее, что считаем необходимым сказать в завершении разговора о доверенностях и представителях. Согласно части 7 статьи 39 Закона представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все действия, предусмотренные главой 3 Закона, включая подачу и подписание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если иное не предусмотрено в доверенности или ином документе. При подаче жалобы в таможенные органы доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Таким образом, при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц в области таможенного дела через представителя, доверенности, выданной на имя данного лица от Вашего лица на представление интересов только при рассмотрении таможенными органами дел об административных правонарушениях или при производстве таможенными органами по уголовным делам, будет недостаточно.

Отмечаем, что Закон не изменил срока обжалования - жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев, со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности, либо со дня истечения установленного законодательством срока для принятия таможенным органом совершения действия, принятия решения (при обжаловании бездействия).

Требования Закона к форме и содержанию жалоб существенно изменились лишь в части. Так, согласно части 1 статьи 42 Закона помимо того, что жалоба подается в письменной форме, она должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. В случае, если жалоба подается представителем, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия. Дополнительно отмечаем - использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается (прямое указание части 1 статьи 42 Закона).

При сотрудничестве со средствами массовой информации Уральским таможенным управлением постоянно указывается, что основной и самой распространённой ошибкой заявителей является направление жалоб по электронной почте либо размещение их в разделах интерактивной связи соответствующих Интернет-сайтов таможенных органов, а также направление по факсимильной связи. Разумеется, такие обращения будут рассмотрены, но уже не как жалобы в порядке главы 3 Закона, а как обычные обращения, что предоставляет заявителям меньше прав, а вышестоящим таможенным органам – меньше возможностей для оперативного реагирования на выявленные нарушения законности, допущенные нижестоящими таможенными органами.

Когда же таможенный орган вправе Вам отказать в рассмотрении жалоб по существу? Перечень оснований приведён в части 1 статьи 44 Закона, и здесь появилось много нового по сравнению с ранее действовавшей главой 7 ТК России. Итак, Законом таможенному органу дополнительно предоставлено право отказать в рассмотрении жалобы по существу в случаях: если жалоба подана лицом, полномочия которого действовать от имени юридического лица без доверенности не подтверждены, либо к жалобе не приложена доверенность (копия доверенности) на представление интересов, либо не соблюдены требования к имеющейся доверенности; если жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты (иными словами, если жалуется не тот, кого непосредственно и индивидуально затронули решение, действие (бездействие) таможенного органа, а другое лицо); если предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела; если уже имеется решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, принятое по существу заявленных в жалобе требований в соответствии с главой 3 Закона этим же таможенным органом в отношении того же заявителя и о том же предмете жалобы (нет необходимости дважды рассматривать одну и ту же жалобу); если отсутствует предмет обжалования, то есть факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился (иными словами, если лицо жалуется на какие-то решения, действия или бездействие, которых в действительности не было).

Срок рассмотрения жалоб по существу согласно статье 47 Закона остались неизменны - общий срок– один месяц со дня поступления жалобы в таможенный орган, при необходимости этот срок продлевается таможенным органом ещё на один месяц.

Итак, выстроим иерархию таможенных органов, рассматривающих письменные жалобы в общем порядке, которая выглядит следующим образом.

Жалоба на решение таможенного поста или действия (бездействие) его должностного лица, подаётся в таможню, в регионе деятельности которой расположен данный таможенный пост. Адрес соответствующей таможни на Урале всегда можно узнать, например, выяснив через телефонную справочную контактные телефоны и адреса, либо – на официальном Web-сайте Федеральной таможенной службы www.customs.ru, в разделе «Региональные управления».

Несогласие с решением таможни или действием должностного лица позволяет обратиться с жалобой в Уральское таможенное управление - УТУ, расположенное по адресу: 620014, город Екатеринбург, ул. Шейнкмана, дом 31. Решение Уральского таможенного управления (УТУ) в области таможенного дела либо решение УТУ по жалобе на решение, действие (бездействие) таможни, соответственно, обжалуется в Федеральную таможенную службу (ФТС России), которая выполняет функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Адрес ФТС России: 121087, город Москва, ул. Новозаводская, д.11/5.

Бланк письменного заявления в Уральское таможенное управление и требования, предъявляемые при его заполнении.

Бланк письменного заявления в Уральское таможенное управление

и требования, предъявляемые при его заполнении.

При написании заявления в Уральское таможенное управление необходимо разборчиво заполнить следующие графы бланка «заявление»:

- От (Ф.И.О.)- указывается от кого поступило заявление.

Фамилия, имя, отчество указывается полностью;

- Страна постоянного проживания- указывается то государство, в котором заявитель проживает постоянно;

- Адрес для ответа - указывается полностью почтовый адрес, по которому после рассмотрения заявления будет направлен письменный ответ;

- Телефон - указывается (при наличии) контактный телефон заявителя;

- Дата - указывается день, месяц, год написания заявления.

После заполнения вышеуказанных граф требуется разборчивым почерком изложить по существу поднимаемый к рассмотрению вопрос.

При необходимости приложить к заявлению сопутствующие документы, обязательно отметить это в заявлении, с указанием наименования документа и количества листов.

Заявление должно быть удостоверено личной подписью заявителя.

ОБРАЗЕЦ

В Уральское таможенное управление

Заявление

От________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)

Страна проживания_________________________________________

Адрес для ответа___________________________________________

__________________________________________________________

Телефон___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________ _______________ ___________________

(дата) (подпись) (инициалы, фамилия)