Сегодня 24 марта 2019 года
Для слабовидящих

Внесудебное обжалование в таможенные органы: новый закон в действии

PDFПечатьE-mail

С сентября текущего года таможенные органы в Уральском регионе провели активную работу в средствах массовой информации с целью довести до широкого круга лиц положения нового Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 4 сентября 2018 года (назовём его просто - Закон). Освещались, в том числе, вопросы обжалования решений, действий и бездействия таможенных органов в области таможенного дела в вышестоящие таможенные органы (ведомственное, внесудебное обжалование).

Вместе с тем, большая часть вышеуказанных публикаций была издана в тот период, когда Закон только вступил в силу. Сейчас, по результатам применения норм Закона в течение нескольких месяцев, Уральское таможенное управление считает необходимым вновь обратиться к разъяснению порядка обжалования упомянутых выше решений, действий и бездействий. Напомним: данный порядок урегулирован в главе 51 Закона. Мы выбрали для данной статьи формат «вопрос – ответ».

Вопрос: Какие решения, действия (бездействие) таможенных органов могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 51 Закона?

Ответ: Принятые (совершенные) таможенными органами по вопросам, которые являются предметом регулирования Закона (часть 2 статьи 1 Закона) - связанные
с ввозом товаров в Россию, вывозом товаров из России, их перевозкой по территории России под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин
и др.

Как пример можно упомянуть решения о выпуске товара по декларации на товары (ДТ), о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, действия по направлению уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов и т.д.

Решения, действия (бездействие) таможенных органов по вопросам, не являющимся предметом регулирования Закона, например, при производстве по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, проведении оперативно – розыскных мероприятий, обжалуются в порядке, установленном иными законодательными актами.

Вопрос: Куда подаётся жалоба?

Ответ: Закон устанавливает основное правило: жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение которого обжалуется, при этом жалоба на решение таможенного поста подается в таможню. Однако жалоба, поданная непосредственно в вышестоящий таможенный орган, будет рассмотрена (если нет иных оснований для отказа в рассмотрении по существу), однако срок ее рассмотрения составит не месяц, а два.

Вопрос: Какие таможенные органы являются вышестоящими по отношению к другим?

Ответ: Таможенные посты подчинены таможням, таможни - региональным таможенным управлениям (к которым относится и Уральское таможенное управление), а региональные таможенные управления - Федеральной таможенной службе. Соответственно для таможенного поста вышестоящим таможенным органом является таможня, для таможни – региональное таможенное управление и так далее.

Вопрос: Кто может обратиться с жалобой?

Ответ: Юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, а также физические лица. В отличие от ранее установленного порядка, Законом не предусмотрено предоставление одновременно с жалобой учредительных документов юридических лиц, а также документов, подтверждающих служебное положение генеральных директоров, директоров и президентов компаний, подающих жалобы от имени возглавляемых организаций. Таможенные органы самостоятельно проверят полномочия таких заявителей с использованием электронного сервиса, размещённого на сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет.

Вопрос: А может ли с жалобой обратиться не само лицо, а его представитель по доверенности? Есть ли в этом случае какие-либо особые требования?

Ответ: Может. Закон гласит: если жалобу подаёт представитель организации или гражданина, к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих его полномочия. Гражданским кодексом России в качестве основного документа, подтверждающего полномочия на действия в самых разных сферах, установлена доверенность. При этом в доверенности должно быть особо оговорено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.

Вопрос: Как подаётся жалоба: в письменном виде, устно, по электронной почте?

Ответ: Отметим сразу – ранее существовавший упрощённый порядок подачи жалоб в определённых случаях в устной форме ушёл в прошлое. Жалоба должна быть подана в письменной форме, подписана заявителем либо его представителем. В настоящее время подача жалобы по электронной почте или иным образом через сеть Интернет невозможна.

Вопрос: Какие ещё обязательные требования к содержанию жалобы есть в Законе?

Ответ: В жалобе должны быть указаны: наименование таможенного органа, решение которого обжалуется, фамилия, имя, отчество заявителя – физического лица либо наименование юридического лица, их адрес (место нахождения), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а также существо обжалуемого решения, действия (бездействия) и основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

Вопрос: Что можно сказать о сроке для обращения с жалобой?

Ответ: Данный срок составляет три месяца со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов. Для обжалования бездействия тот же срок – но исчисляется со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия. Если указанный срок пропущен по уважительной причине, то его можно попробовать восстановить. Ходатайство о восстановлении срока обжалования должно быть подано одновременно с жалобой в письменной форме как отдельный документ, впрочем, его также возможно включить в текст жалобы. Одновременно (и обязательно!) должны быть представлены документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока.

Вопрос: Предположим, что обжалуемое решение наносит существенный ущерб юридическому лицу. Приостанавливает ли обжалование решения его действие?

Ответ: По общему правилу – не приостанавливает, но заявитель вправе отдельно ходатайствовать о таком приостановлении, Закон это предусматривает. По письменному ходатайству подателя жалобы обжалуемое решение, направленное на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием, может быть приостановлено. Обязательным условием для этого является предоставление денежного залога или банковской гарантии на сумму взыскания. Важно: решает вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения таможенный орган, принявший такое решение, а не вышестоящий таможенный орган, рассматривающий жалобу.

Вопрос: Во всех ли случаях таможенный орган примет жалобу к рассмотрению по существу?

Ответ: Нет, не во всех. У таможенного органа есть право отказать в рассмотрении жалобы по существу при наличии одного из прямо указанных в Законе оснований. Например, таможенный орган откажет в рассмотрении жалобы по существу, если не соблюдены сроки обжалования и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено; если форма и содержание жалобы не соответствуют Закону; если не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя; если жалоба подана лицом, права и свободы или законные интересы которого обжалуемым решением не затронуты или отсутствует предмет обжалования.

Не подлежит рассмотрению по существу жалоба, если обжалуемое решение таможенного органа или обстоятельства, подлежащие установлению в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда. Кроме того, решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу таможенный орган обязан принять, если уже имеется решение по аналогичной жалобе, принятое этим же или вышестоящим таможенным органом.

Вопрос: Физическое лицо обратилось с жалобой за пределами установленного Законом срока, не предоставив заявления о восстановлении пропущенного срока для обжалования и документов об уважительности причин пропуска срока. Может ли оно повторно обратиться с жалобой, предоставив необходимые документы? Возможно ли повторное обращение с жалобой юридического лица в случае, если представитель данного лица (физическое лицо, оказывающее юридическую помощь) первоначально не приложило к жалобе доверенность?

Ответ: В первом случае – нет, во втором – да. Дело в том, что принятие решения об отказе в рассмотрении жалобы препятствует повторной подаче аналогичной жалобы во всех случаях, кроме несоблюдения требований к форме и содержанию жалобы и непредставления документов, подтверждающих полномочия представителя.

Вопрос: Каковы сроки рассмотрения жалобы по существу в порядке, предусмотренном главой 51 Закона?

Ответ: По общему правилу жалоба будет рассмотрена в течение одного месяца со дня ее поступления в вышестоящий таможенный орган, если она подана через нижестоящий. Однако если жалоба подана непосредственно в вышестоящий таможенный орган, то данный срок составит уже два месяца. Срок рассмотрения жалобы может быть продлён, как в том, так и в другом случае, но не более, чем на один месяц. Важно: Закон наделяет таможенный орган, рассматривающий жалобу, правом запросить у заявителя дополнительные документы. При этом срок рассмотрения жалобы приостанавливается до предоставления запрошенных документов и сведений, однако, не более чем на три месяца после дня направления запроса.

Вопрос: Как заявитель узнает о принятом решении? Может ли он и его обжаловать?

Ответ: Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю по почте заказным письмом в течение трех рабочих дней после дня принятия решения. Решение таможенного органа по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган и (или) в суд.

Вопрос: Куда всё-таки лучше обжаловать – в вышестоящий таможенный орган или сразу в суд, арбитражный суд?

Ответ: На этот вопрос нет однозначного ответа, каждый заявитель определяет предпочтительный для него вариант сам. По мнению Уральского таможенного управления ведомственное обжалование обладает известными преимуществами. Жалобы в таможенные органы рассматриваются оперативно, их подача не облагается госпошлиной, податель жалобы также не несет других затрат, характерных для судов, например, на оплату услуг адвокатов, иных представителей.

Вопрос: Есть ли в Законе какой-либо механизм, предусматривающий получение информации о принятом решении, совершённом действии, чтобы, например, лицо приняло дальнейшее решение – обжаловать или нет?

Ответ: Такой механизм существует. Лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение, совершено действие (допущено бездействие), вправе обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально. Запрос должен быть подан в течение шести месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии). Лицо может обратиться с запросом о предоставлении необходимой информации как в устной, так и в письменной форме. В первом случае запрос подлежит рассмотрению в день его получения, во втором - ответ должен быть дан в письменной форме в течение десяти дней со дня его получения.