Сегодня 14 ноября 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

О практике функционирования Уральской электронной таможни

PDFПечатьE-mail

В этом году День таможенника Российской Федерации ознаменован началом функционирования Уральской электронной таможни в штатном режиме.

Создание сети электронных таможен призвано улучшить инвестиционный климат, снизить административные барьеры и издержки участников бизнеса за счет сокращения времени совершения таможенных операций, а также централизации учета движения денежных средств плательщиков таможенных платежей.

Концентрация процессов электронного декларирования обуславливает первоочередную задачу таможни – эффективное и бесперебойное функционирование с первого дня деятельности.

Для этого, в целях максимально комфортного перехода на новую модель таможенного администрирования, на подготовительном этапе декларационный массив таможен региона переведен в ЦЭД Екатеринбургской таможни.

Перевод сопровождался поэтапным увеличением штатной численности таможенного поста, что позволило к 25 октября в целом решить главный вопрос – кадровый, а также достичь установленное значение концентрации деклараций региона в 70%.

Численность УЭТ составляет 224 человека, из которых более половины (53%, 119 человек) – должностные лица Уральского таможенного поста (центра электронного декларирования).

Время информационных технологий диктует свои правила. И поэтому компетенции и квалификация должностных лиц таможни нового формата должны быть на самом высоком уровне.

Кандидаты в УЭТ проходили строгий отбор, результатом которого стало формирование кадрового резерва, состоящего из специалистов, способных качественно и результативно выполнять должностные обязанности в условиях изменяющейся среды.

На сегодняшний день доля декларационного массива, подаваемого в Уральскую электронную таможню, составляет 83% всех деклараций региона. А это ежедневно порядка 700 ДТ.

Оставшиеся 17% приходятся на декларации, подача которых на посты фактического контроля обусловлена компетенцией и нормативными ограничениями:

– это товары 27 и 44 групп (лесоматериалы и нефтепродукты),

– подакцизные товары,

– товары, перемещаемые в разобранном виде,

– а также помещаемые под отдельные таможенные процедуры.

Для реализации единой системы приоритетов и целевых ориентиров, автоматизации бизнес-процессов, связанных с таможенным администрированием Федеральной таможенной службой разработана Комплексная программа развития на период до 2020 года.

Ключевые показатели программы «10 шагов навстречу бизнесу» предполагают поэтапную автоматизацию процессов таможенного контроля.

Замечу, что с учетом изменяющейся среды функциональная модель алгоритма прохождения авторегистрации и автовыпуска непрерывно совершенствуется, идет в ногу со временем, что позволяет увеличивать значения установленных показателей.

В Уральской электронной таможне уровень регистрации деклараций в автоматическом режиме стабилен и составляет 62% по экспортным и 25% по импортным (показатель ФТС на 2018 год 60% и 30% соответственно, на 2019: 70% и 60%, на 2020: 99% и 99%).

Автоматический выпуск проходят 9% деклараций (15% экспортных и менее 1% (0,8) импортных).

(показатель ФТС на 2018 год 40% и 25% соответственно, на 2019: 60% и 50%, на 2020: 80% и 80%).

Сроки выпуска беспошлинных экспортных деклараций составляют около получаса (43 мин.), а безрисковых импортных – чуть больше часа (1 час 16 минут).

Несмотря на то, что сроки выпуска деклараций, установленные Таможенным кодексом ЕАЭС, соблюдаются, на сегодняшний день наблюдается их незначительное увеличение.

Причины носят объективный характер: кадровый состав таможни укомплектован на уровне 60%, а источником доукомплектования станут должностные лица без опыта работы в таможенных органах.

Уральским таможенным управлением разработана Программа адаптации и дополнительного профессионального образования должностных лиц Уральской электронной таможни на 2018-2019 годы результатом, которой станет создание системы эффективного управления человеческими ресурсами и планомерного развития должностных лиц Уральского таможенного поста.

Учитывая непродолжительное время работы таможни о правоприменительной практике говорить сейчас рано, при этом, на постоянной основе, ежедневно проводится целый комплекс мероприятий, направленный на максимальное соблюдение законности принимаемых решений.

Также обозначу вопросы, решение которых повысит эффективность электронных таможен.

Во-первых, не всегда законодательная база успевает за всеми изменениями.

Так, несмотря на то, что тренд создания электронных таможен предполагал переход на цифровизацию всех процессов таможенного контроля на сегодняшний день в соответствии с Решением КТС №330 для подтверждения фактического вывоза товаров участник ВЭД должен обратиться в таможенный орган декларирования.

Таким образом, подтверждением вывоза практически за весь регион будет заниматься Уральский таможенный пост (ЦЭД).

Во-вторых, Уральский таможенный пост на сегодняшний день не наделен компетенцией по декларированию отдельных видов товаров. В первую очередь, речь идет о товарах 44 группы. В условиях отсутствия у Уральского ЦЭДа полномочий по совершению таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском лесоматериалов, таким таможенным органом определен Нижневартовский таможенный пост Ханты-Мансийской таможни, которому временно установлены связки для взаимодействия с таможенными постами в местах концентрации производств основных экспортеров лесоматериалов.

Ну и в-третьих, на сегодняшний день в Уральской электронной таможне отсутствуют Соглашения о взаимодействии с уполномоченными экономическими операторами.

При этом подчеркну, что с электронными таможнями уполномоченными операторами может применяться только одно специальное упрощение – выпуск товаров до подачи ДТ.

Для заключения Соглашения необходимо подготовить и направить в ФТС России пакет соответствующих документов.

Ну и Вы можете подавать декларации в электронную таможню на общих основаниях.