Сегодня 20 октября 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Таможенный контроль после выпуска товаров как необходимый элемент эффективного таможенного контроля, направленный на выявление и пресечение незаконного ввоза и оборота товаров на внутреннем рынке

PDFПечатьE-mail

Статьей 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза дано определение «незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза»:

  1. Вне установленных мест или вне времени работы таможенных органов в этих местах;
  2. С сокрытием от таможенного контроля;
  3. С недостоверным декларированием или недекларированием товаров;
  4. С использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Незаконное перемещение товаров, прежде всего, направлено на уклонение от уплаты таможенных платежей, а также уклонение от соблюдения установленных запретов и ограничений.

В целом, схема уклонения от уплаты таможенных платежей подразумевает участие не только лица, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность, но и иных лиц, связанных между собой договорными обязательствами (отношениями): это и иностранный контрагент (сторона внешнеторгового контракта), который может являться фирмой-производителем, отправителем товара и организации на внутреннем рынке Российской Федерации – перепродавцы товара до конечного получателя товара.

При этом, статьей 318 Федерального закона о таможенном регулировании (289-ФЗ) таможенные органы наделены полномочиями которые позволяют изымать у лиц, приобретших товары на таможенной территории Союза:

-незаконно перемещенные,

- выпуск которых не произведен,

- в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений.

Согласно стратегии развития таможенной службы до 2020 года стратегической целью таможенной службы, в том числе, является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

При этом, в части таможенного контроля после выпуска товаров определены следующие цели:

- создание условий, при которых деятельность по незаконному перемещению товаров через таможенную границу Союза и их дальнейшему обращению на территории Российской Федерации станет экономически нецелесообразной;

- создание системы непрерывного контроля (от подачи предварительной информации и декларации на товары до таможенного контроля после выпуска товаров) в целях сокращения времени осуществления таможенных операций, и как следствие, формирование благоприятных условий для развития внешней торговли.

Подробнее о реализации данных целей далее в моем докладе.

Вы все знаете, что товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении объектов контроля, установленных статьей 311 ТК ЕАЭС.

При ввозе товаров на таможенную территорию Союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до их помещения под соответствующую таможенную процедуру. Это контроль – до выпуска товаров.

Вместе с тем, в условиях выборочности таможенного контроля, обусловленного функционированием системы управления рисками, таможенный контроль на этапе таможенного декларирования товаров не является исчерпывающей мерой контроля, проводимой таможенными органами.

Так, после выпуска товаров таможенный контроль может проводиться в течение 3 лет, а в отдельных государствах-членах Союза - 5 лет.

При этом, происходящие изменения в части сокращения сроков выпуска товаров, обуславливают повышение роли и значимости таможенного контроля после выпуска товаров как неотъемлемого элемента единой системы таможенного контроля.

Таким образом, таможенный контроль после выпуска товаров – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров, а также при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза, путем проведения таможенных проверок и иных форм таможенного контроля, установленных Главой 45 Кодекса Союза.

Основными формами таможенного контроля являются таможенный осмотр помещений и территорий и получение объяснений. Их доля в общем количестве проведенных в 1 полугодии 2018 года форм таможенного контроля составила 57%.

Всего за 1 полугодие 2018 года таможенными органами Управления проведено 88 таможенных проверок (285 форм ТК), по результатам которых доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму более 760 млн. руб., что на 178% превышает значения 1 полугодия 2017 года.

Доначисления в среднем на одну проверку увеличились в 3,5 раза и составили 8,7 млн. рублей.

В связи с реформой контрольно-надзорной деятельности одной из задач, стоящих перед таможенными органами, является снижение количества нерезультативных таможенных проверок.

Так, проводимые Уральским таможенным управлением мероприятия позволили значительно повысить результативность проверок за последние 3 года до уровня 96% во 2 квартале текущего года.

Законодательно установлено, что таможенная проверка проводится таможенным органом, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо.

На слайде приведен перечень проверяемых лиц, в отношении которым может проводиться таможенная проверка (331 ТК ЕАЭС) –1) декларант;2) перевозчик;3) лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения;4) лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела;5) лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска;6) уполномоченный экономический оператор;7) лицо, напрямую или косвенно участвовавшее в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;8) лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары в нарушение международных и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Союза.

Обращаю внимание, что в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенные органы наделены правом проводить таможенный контроль в отношении находящихся на таможенной территории Союза товаров, при наличии информации о том, что товары были ввезены и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования. То есть, проверка законности перемещения товаров у лиц, во владении и (или) пользовании которых находятся (находились) такие товары.

Анализ таможенных проверок за 1 полугодие 2018 года показывает, что основное количество проверок проведено в отношении реализаторов и по направлению достоверности заявления таможенной стоимости товара – 50%.

При этом, основные доначисления таможенных платежей сформированы по результатам:

- проверок по направлению правильности классификации товаров в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС – 83,4%;

- 6,2% - проверки в отношении реестровиков;

- 6,1% - проверки по направлению достоверности заявления таможенной стоимости товара;

- 2,7% - по проверкам в отношении товаров на внутреннем рынке у лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

- 0,7% - запреты и ограничения, льготы;

- 0,9% - проверок фактов помещения товаров под таможенную процедуру.

Следует отметить, что таможенный контроль после выпуска товаров это, прежде всего, документальный контроль достоверности сведений, заявленных при таможенном декларировании товаров, и сопоставление со сведениями, полученными в ходе проведения таможенного контроля от банков, кредитных организаций, налоговых, правоохранительных и иных государственных органов, что позволяет не только установить факт законности/незаконности ввоза товара, но и круг лиц, напрямую или косвенно участвующих в сделках с товаром, как до пересечения им таможенной границы, так и на внутреннем рынке.

В связи с чем, ведомствами проводится совместная работа по повышению эффективности таможенного и налогового контроля на основе информационного обмена, интеграции имеющихся информационных ресурсов, сопряжения систем управления рисками для выбора объектов контроля, что позволяет сконцентрировать внимание таможенных и налоговых органов на деятельности контролируемых организаций целиком, а не на отдельных операциях.

В 1 полугодии 2018 года всего по таможенным проверкам во взаимодействии с ФНС России доначислено и взыскано почти 41 млн. рублей, возбуждено 1 дело об АП и 1 уголовное дело. Налоговыми органами доначислено и отказано в возмещении НДС из бюджета почти 26 млн.рублей.

Новые возможности для совершенствования взаимодействия налоговых и таможенных органов предоставляет анализ налоговых разрывов в операциях на основе использования автоматизированной системы контроля - АСК «НДС-2».

Так, например, в 1 полугодии 2018 года по информации налоговых органов о факте отказа в возмещении НДС, проведена выездная таможенная проверка и установлен факт нахождения на территории Союза незаконно ввезенных товаров, в бюджет дополнительно уплачено 7,2 млн. рублей таможенных платежей.

Таким образом, отличные от декларанта лица, при приобретении на внутреннем рынке товаров иностранного производства, могут нарушить как налоговое законодательство (в части завышения вычетов по налогу на добавленную стоимость, значительного завышения затрат на закупку оборудования, возможной неуплаты налога на прибыль), так и таможенное законодательство в случае приобретении в собственность или во владение незаконно ввезенных товаров.

Вместе с тем, Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма таможенного и налогового администрирования и созданию национальной системы прослеживаемости товаров с применением интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий.

Целью создания механизма прослеживаемости является повышение эффективности контроля таможенных, налоговых и иных государственных органов на всех этапах оборота товаров и обеспечение полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет таможенных и налоговых платежей.

В конечном итоге это позволит связать в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его оборота.

Одним из основных элементов системы прослеживаемости является маркировка товаров.

Система маркировки отдельных товаров легкой промышленности создана в целях:

- обеспечение легальности импорта товаров или их производства на территории Российской Федерации и Евразийского Экономического союза;

- контроль оборота товаров на территории Российской Федерации и Евразийского Экономического союза

С 12 августа 2016 маркировка меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками обязательна на территории Союза.

Отмечаем, что одним из ключевых положительных эффектов введения системы маркировки стало значительное «обеление» рынка меховых изделий и, соответственно, формирование более объективного представления о нем.

Так, согласно данных таможенной службы за 2017 год задекларировано меховых изделий по стоимости больше на 79% по сравнению с 2016 годом (на сумму 232,8 млн. долл. США,), а объем таможенных платежей в отношении увеличился почти в 1,8 раза по сравнению с 2016 годом (составил 69,8 млн. долл. США), количество задекларированных меховых изделий увеличилось в 1,5 раза, весовые объемы декларируемых товаров увеличились на 66%.

При этом, не все участники рынка добросовестно исполняют установленные требования. Так, в ходе проводимых таможенными органами Управления проверочных мероприятий еще выявляются факты использования различных схем в целях легализации незаконно ввезенных на территорию Союза изделий из кожи и меха.

По результатам 8 завершенных в 1 полугодии 2018 года выездных таможенных проверок организаций, которые осуществляют реализацию изделий из меха и кожи, уплачены таможенные платежи на общую сумму почти 5 млн. руб.

Перечень маркируемых товаров будет расширяться. В ближайшей перспективе реализация маркировки лекарств, драгоценностей, обуви, автомобильных шин и т.д.

Отдельно необходимо остановиться на крайне актуальном для внутреннего рынка вопросе контроле ввоза «санкционных» товаров.

С августа 2014 установлен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн: мясо и мясные продукты, рыба и морепродукты, овощи, фрукты, молочная продукция, иные пищевые и готовые продукты, в том числе, спортивное питание кроме специализированной пищевой продукции для питания спортсменов (при подтверждении целевого назначения).

Законодательно установлено, что ввезенные на территорию Российской Федерации «санкционные» товары подлежат уничтожению.

На таможенные органы возложена обязанность обеспечения контроля за выполнением данного запрета.

Так, в 1 полугодии 2018 года в результате проведенных контрольных мероприятий во взаимодействии с органами Россельхознадзора, пограничной службы, прокуратуры и других ведомств выявлено и уничтожено 85 тонн таких товаров.

Учитывая, что данные товары ввозятся на территорию Российской Федерации незаконно, следовательно, в их отношении не соблюдаются установленные требования по безопасности продукции.

На текущий год таможенные органы также ориентированы на организацию и проведение совместных с иными контролирующими органами контрольных мероприятий в местах приближенных к государственной границе Российской Федерации с Республикой Казахстан, а также по основным крупным оптово-розничным центрам, складам, рынкам, сетевому ритейлу и т.д.

В завершение своего выступления, считаю важным на сегодняшнем мероприятии довести до Вас информации о мерах, которые Вы вправе предпринять для снижения административной нагрузки, а также снижения риска возможных негативных последствий для своей предпринимательской деятельности.

Во-первых, это категорирование участников ВЭД с учетом применяемой таможенными органами субъектно-ориентированной модели таможенного контроля.

Так, для участников ВЭД «низкого уровня риска», меры по минимизации рисков на этапе таможенного декларирования товаров применяются выборочно.

На сладе приведены условия отнесения лиц, к участникам ВЭД низкого уровня риска, установленные общедоступными приказами ФТС России.

Последнее время количество участников ВЭД, отнесенных к категории низкого риска значительно возрастает (в 2011 году составляло всего 11 организаций, в настоящее время их около 340 (342). На долю указанной категории лиц в УТУ приходится почти 84% товаров (83,9%), помещенных в 1 полугодии 2018 года под таможенную процедуру экспорта и 70% - выпуска для внутреннего потребления.

В целях снижения административной нагрузки комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года, (утвержденной решением коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года приказ ФТС России от 27 июня 2017 года № 1065) предусмотрено поэтапное увеличение доли автоматически выпущенных электронных деклараций на товары (далее - ДТ), поданных участниками ВЭД низкого уровня риска и установлены следующие целевые показатели: на экспортируемые товары с 20% в 2016 году до 80% в 2020 году; на импортируемые товары с 0 в 2016 году до 80% в 2020 году.

Одним из принципов «Реформы контрольно-надзорной деятельности» является осведомленность заинтересованных лиц.

При этом, если про сервис налоговых органов «Проверь контрагента» на сайте nalog.ru все знают и активно пользуются, то о возможности проверить факт законности перемещения товаров через границу ЕАЭС осведомлены далеко не все.

В целях устранения возможных негативных последствий, связанных с владением незаконно ввезенными товарами, необходимо проявлять должную осмотрительность при приобретении товаров (графа 11 в счет-фактуре): провести анализ документов и сведений о таможенном декларировании ранее приобретенного иностранного оборудования, в том числе, с учетом следующего инструмента.

Так, в целях устранения возможных негативных последствий, связанных с владением незаконно ввезенными товарами, имеется возможность получения информации о выпуске товара иностранного производства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 305 Федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации (от 03.08.2018 №289-ФЗ) лица, указанные на слайде, имеют право на доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров. Таможенные органы предоставляют такую информацию бесплатно.

Указанные лица могут получать информацию о выпуске товаров на основании обращения, направленного в таможенный орган в письменной форме, либо с использованием официального сайта Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В настоящее время это могут сделать участники внешне-экономической деятельности и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела – у них есть цифровая подпись).

Обращение лиц должно содержать сведения о регистрационном номере декларации на товары и наименовании страны происхождения товара, указанные в декларации на товары, о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, а также о порядковом номере товара в декларации на товары.

Таможенный орган предоставляет заявителю информацию о выпуске товаров в виде документа на бумажном носителе в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления письменного обращения заявителя. В случае направления обращения заявителем в виде электронного документа таможенный орган предоставляет информацию о выпуске товаров с использованием сети «Интернет» не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации информационной системой таможенного органа такого обращения.

Информация о выпуске товаров должна содержать сведения о наименованиях товаров, статусе товаров в части их выпуска, производителях (при наличии сведений о них), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах товара, а также о соответствии сведений о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, содержащихся в обращении лиц, сведениям, указанным в декларации на товары.

С учетом происходящих структурных преобразований в таможенных органах и создания электронных таможен, а также развития системы управления рисками, продолжится смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.