Сегодня 20 октября 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Актуальные вопросы совершения таможенных операций при помещении воздушных судов под таможенные процедуры либо при их перемещении в качестве транспортных средств международной перевозки, в том числе в отношении воздушных судов, осуществляющих перевозки повышенной комфортности

PDFПечатьE-mail

В регионе деятельности Уральского таможенного управления в настоящее время функционирует 8 воздушных пунктов пропуска, в которых осуществляется международное воздушное сообщение.

В целях развития пассажирских перевозок воздушным транспортом, своевременным обновлением авиационного парка, обеспечения эффективной и безопасной эксплуатации воздушных судов таможенным законодательством ЕАЭС предусмотрены различные льготы по уплате таможенных платежей и увеличение сроков их использования с освобождением от уплаты таможенных платежей в отличии от иных категорий товаров.

Так, при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления гражданские пассажирские самолеты, а также авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимое для ремонта и (или) технического обслуживания, освобождены от уплаты ввозной таможенной пошлины (решение Комиссии ТС от 27.11.2009 №130).

При этом, претендовать на указанные льготы могут только лица, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией и ремонтом таких товаров. Допускается также отчуждение указанных товаров иным лицом, но осуществляющим аналогичную деятельность.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров прекращается у декларанта по истечении 5 лет со дня выпуска товаров.

Таможенная процедура временного ввоза предусматривает в отношении воздушных гражданских судов и запасных частей к ним полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение длительных сроков временного ввоза.

Так, например, отдельные категории воздушных гражданских судов и запасных частей к ним, могут временно ввозиться и использоваться с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов до 31 декабря 2023 г. включительно.

Вместе с тем, в отношении маломестных воздушных судов (посадочных мест не более чем на 19 человек) установлены более короткие сроки временного ввоза, не превышающие 30 календарных дней. При этом, общая продолжительность их нахождения на таможенной территории ЕАЭС в течение одного календарного года не должна превышать 180 календарных дней.

Таможенная процедура временного ввоза воздушных судов завершается обратным вывозом с таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, либо выпуском в свободное обращение на территории ЕАЭС.

Таможенное декларирование осуществляется с подачей таможенной декларации в электронной форме. Инструкция заполнения таможенной декларации на товары утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257.

При помещении воздушных судов под таможенные процедуры временного ввоза и реэкспорта предусмотрен упрощенный порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.

Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары утверждена решением Комиссии ТС от 20.05.2010 №263, которой предусмотрено использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары. При этом декларантом или таможенным представителем предоставляется письменное заявление или перечень товаров.

При временном ввозе иностранные воздушные гражданские суда могут вывозиться за пределы ЕАЭС как транспортные средства международной перевозки (далее – ТСМП) для осуществления международной перевозки пассажиров и грузов.

При осуществлении международных полетов также вывозятся без помещения под таможенные процедуры воздушные суда, являющиеся товарами ЕАЭС.

Совершение отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых ТСМП установлено Инструкцией о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых ТСМП (решение Комиссии ТС от 18.11.201 №511).

Также Инструкцией установлены сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации на транспортное средство (далее - ТДТС), определен порядок регистрации ТДТС, форма и порядок проставления отметок на ТДТС, а также единый порядок совершения отдельных таможенных операций при временном ввозе и временном вывозе ТСМП (в том числе при осуществлении этими ТСМП перевозки грузов через территорию государства, не являющегося членом ЕАЭС в целях таможенного контроля за временным ввозом и временным вывозом ТСМП, в том числе с использованием информационных технологий.

Декларирование ТСМП осуществляется в пунктах пропуска при начале и завершении международной перевозки в упрощенном порядке с использованием стандартных документов перевозчика (генеральная декларация, при ее отсутствии – иные транспортные (перевозочные) документы).

Создание Уральской электронной таможни. Концентрация декларационного массива в центрах электронного декларирования. Технологические особенности взаимодействия

В конце 2017 года Правительством Российской Федерации принято решение о необходимости реформирования таможенных органов.

Приказом Минфина России от 09.01.2018 №2 утвержден План мероприятий (дорожной карты) по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год.

Цель проводимого реформирования – повышение эффективности и результативности таможенного контроля, обеспечение полноты уплаты таможенных платежей, снижение коррупционных рисков, оптимизация рабочей нагрузки, штатной численности таможенных органов и перераспределение декларационного массива в соответствии с реальными экономическими потребностями регионов Российской Федерации.

Основная идея проводимых мероприятий заключается в том, что при электронном способе подачи декларации на товары местонахождение инспектора, осуществляющего контроль заявленных сведений, не имеет принципиального значения. Электронная декларация по современным каналам связи с равной скоростью будет доставлена в таможенный орган вне зависимости от того, как далеко от участника ВЭД он находится – за 100 метров или за 1000 километров. При этом концентрация декларационного массива повышает прозрачность процесса таможенного контроля, снижает коррупционные риски, позволяет выработать и реализовать единообразный подход при совершении таможенных операций.

Вместе с тем, ряд контрольных функций на сегодняшний момент невозможно осуществить без отрыва от местонахождения участника ВЭД. Данное обстоятельство предполагает наличие таможен фактического контроля в структуре таможенных органов РФ после ее реформирования.

В соответствии с Детальным планом процесс реформирования системы таможенных органов Российской Федерации разделен на 3 этапа в 2018, 2019 и 2020 годах.

В конечном итоге, к 2020 году будут функционировать 16 электронных центров декларирования – 10 территориальных и 6 специализированных.

Исходя из заложенных принципов создания электронных таможен (территориальный и специализированный), будет реализован и порядок распределения общего декларационного массива между ними.

ЭДТ, попав в электронную систему ФТС России, на центральном уровне проходит алгоритмы авторегистрации и автовыпуска. В случае успешного их прохождения информация о выпуске товаров поступает в электронную систему декларанта.

В случае непрохождения автоматических алгоритмов осуществляется контроль заявленного кода ТН ВЭД и при его отнесения к компетенции акцизной или энергетической таможен, ЭДТ по электронным каналам связи направляется в ЦЭД Центральной акцизной или Центральной энергетической таможен соответственно.

В случае, если по коду товара отдельная компетенция отсутствует, проводится проверка вида транспорта, которым товар доставлен на таможенную территорию ЕАЭС. Для морского и авиационного видов транспорта ЭДТ направляется соответственно в ЦЭД морской или авиационной таможен.

Остальные ЭДТ распределяются между региональными электронными таможнями по принципу территориальности – по ИНН и КПП декларанта.

Как сказано выше, не весь декларационный массив возможно перевести в электронные таможни. Это декларирование товаров с использованием бумажной формы, отдельные таможенные процедуры, товары отдельных категорий лиц и наименований, а также декларирование комплексных объектов.

Кроме декларирования отдельных товаров, за таможнями фактического контроля остаются контрольные функции.

Благодаря проводимой с 2015 года работе, технология удаленного выпуска, а именно эта технология лежит в основе функционирования электронной таможни, для таможенных органов Уральского таможенного управления является основной технологией совершения таможенных операций. На сегодняшний день более 65% деклараций подаются в 2 центра электронного декларирования в городах Екатеринбург и Челябинск, а также на 3 таможенных поста, приравненных к ЦЭД, в Тюмени, Салехарде и Нижневартовске. При этом более 60% - с применением технологии удаленного выпуска.

Таким образом, процесс концентрации декларационного массива в электронной таможне в упрощенном виде можно представить как сведение декларационного массива из пяти уже существующих ЦЭД в один. Но если с технической точки зрения это не представляет особых затруднений, то с организационной – встает вопрос достаточного наличия квалифицированного и обученного персонала в месте расположения будущей электронной таможни.

Уральским таможенным управлением принято решение о поэтапной концентрации декларационного массива и, соответственно, поэтапном переводе штатной численности инспекторского состава в Екатеринбургский ЦЭД, который в дальнейшем станет основой для создания электронной таможни.

В этих целях нами разработан сетевой план-график мероприятий по созданию Уральской электронной таможни. План-график реализуется в два этапа, первый из которых основан на использовании ресурсов Управления и Екатеринбургского ЦЭДа, реализация второго связана с изданием нормативных актов ФТС и Минфина России.

Еще одним важным пунктом реализации первого этапа создания электронной таможни стали мероприятия по увеличению доли участников ВЭД, осуществляющих уплату таможенных платежей с использованием ресурса Единых лицевых счетов.

В настоящее время доля участников ВЭД Уральского региона, осуществляющих декларирование с использованием ЕЛС, составила более 29%.

Приказом ФТС России от 07.06.2018 №902 создана Уральская электронная таможня – одна из первых в РФ, начало ее фактической работы запланировано на 25 октября 2018 года.

В завершении можно отметить, что создание Уральской электронной таможни на первом этапе Детального плана ФТС России по созданию региональных электронных таможен, может дать Уральскому региону существенное преимущество в будущем, так как созданная Уральская электронная таможня имеет все шансы в полном объеме учесть особенности именно нашего региона. Но для этого необходимо чтобы крупный бизнес, особенно в лице присутствующих сегодня участников Публичного мероприятия, с пониманием отнесся к происходящим сегодня процессам и принял в них участие.