Сегодня 21 октября 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Таможенный контроль после выпуска товаров как необходимый элемент эффективного таможенного контроля, направленный на выявление и пресечение незаконного ввоза и оборота товаров на внутреннем рынке

PDFПечатьE-mail

В соответствии с пунктом 25 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза «незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза»:

  1. Вне установленных мест или вне времени работы таможенных органов в этих местах;
  2. С сокрытием от таможенного контроля;
  3. С недостоверным декларированием или недекларированием товаров;
  4. С использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Незаконное перемещение товаров, прежде всего, направлено на уклонение от уплаты таможенных платежей.

В целом, схема уклонения от уплаты таможенных платежей подразумевает участие не только лица, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность и преднамеренное недостоверное декларирование, путем предоставления таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения или поддельных документов, либо недекларирование товаров с целью уклонения от уплаты таможенных платежей, но и участие иных лиц, связанных между собой договорными обязательствами (отношениями): это и иностранный контрагент (сторона внешнеторгового контракта), который может являться фирмой-производителем, отправителем товара и организации на внутреннем рынке Российской Федерации – перепродавцы товара до конечного получателя товара.

Cтатьей 168 Федерального закона о таможенном регулировании таможенные органы наделены полномочиями которые позволяют изымать незаконно ввезенные товары у лиц, приобретших указанные товары на таможенной территории Союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Согласно стратегии развития таможенной службы до 2020 года стратегической целью является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

При этом, в части таможенного контроля после выпуска товаров определены следующие цели:

- создание условий, при которых деятельность по незаконному перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза и их дальнейшему обращению на территории Российской Федерации станет экономически нецелесообразной;

- создание системы непрерывного контроля (от подачи предварительной информации и декларации на товары до таможенного контроля после выпуска товаров) в целях сокращения времени осуществления таможенных операций, и как следствие, формирование благоприятных условий для развития внешней торговли.

Подробнее о реализации данных целей далее в моем докладе.

Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении объектов контроля установленных статьей 311 ТК ЕАЭС.

При ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до их помещения под соответствующую таможенную процедуру. Это контроль – до выпуска товаров.

Вместе с тем, в условиях выборочности таможенного контроля, обусловленного функционированием системы управления рисками, таможенный контроль на этапе таможенного декларирования товаров не является исчерпывающей мерой контроля, проводимой таможенными органами.

После выпуска товаров таможенный контроль может проводиться в течении 3 лет, а в отдельных государствах-членах Союза - 5 лет.

Основным принципом комплексной модели таможенного контроля является обязательный учет в контрольной деятельности всей совокупности взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на совершение нарушений таможенного законодательства.

Таким образом, таможенный контроль после выпуска товаров – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров, а также при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского союза, путем проведения таможенных проверок и иных форм таможенного контроля, установленных Главой 45 ТК ЕАЭС.

Основной формой таможенного контроля является таможенная проверка – камеральная либо выездная. Их доля в общем количестве проведенных в 2017 году форм таможенного контроля составила 60%.

Всего за 2017 год таможенными органами Управления проведено 289 таможенных проверок, по результатам которых доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму более 550 млн. руб., что на 27% превышает значения 2016 года.

Доначисления в среднем на одну проверку увеличились на 16% и составили 1,9 млн.рублей.

Одной из задач, стоящих перед таможенными органами в связи с реформой контрольно-надзорной деятельности, является снижение количества нерезультативных таможенных проверок.

Проводимые Уральским таможенным управлением мероприятия позволили значительно повысить результативность таможенных проверок за последние 3 года до уровня 96% в 1 квартале текущего года.

Установлено, что таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо.

Таможенная проверка проводится в отношении проверяемых лиц, установленных статьей 331 ТК ЕАЭС – перечень приведен на слайде.

При этом, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров таможенные органы могут проводить таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, то есть проверка законности перемещения товаров у лиц, во владении и (или) пользовании которых находятся (находились) такие товары.

Анализ таможенных проверок за 2017 год показывает, что основная доля проверок проведена по вопросам достоверности заявляемых при декларировании сведений по таможенной стоимости и классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД – 57%.

При этом, основные доначисления таможенных платежей сформированы по результатам:

- проверок фактов помещения товаров под таможенную процедуру (45%)

- проверок по направлению правильности классификации товаров в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС – 26%;

- 10% - по проверкам в отношении товаров на внутреннем рынке у лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

- 9,3% - проверки в отношении экспортеров леса;

- 7,1% - проверки по направлению достоверности заявления таможенной стоимости товара;

- 2,2% - запреты и ограничения, льготы.

Следует отметить, что таможенный контроль после выпуска товаров это, прежде всего, документальный контроль достоверности сведений, заявленных декларантом при таможенном декларировании товаров, и сопоставление со сведениями, полученными в ходе проведения таможенного контроля от банков, кредитных организаций, налоговых, правоохранительных и иных государственных органов, позволяющий не только установить факт законности/незаконности ввоза товара на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза, но и круг лиц, напрямую или косвенно участвующих в сделках с товаром, как до пересечения им таможенной границы, так и на внутреннем рынке Российской Федерации.

В связи с чем, крайне важна проводимая работа по повышению эффективности таможенного и налогового контроля на основе информационного обмена, интеграции имеющихся информационных ресурсов, сопряжения систем управления рисками для выбора объектов контроля, что позволяет сконцентрировать внимание таможенных и налоговых органов на деятельности контролируемых организаций целиком, а не на отдельных операциях.

В настоящее время тесное взаимодействие таможенных и налоговых органов позволяет взаимно выявлять факты уклонения от уплаты таможенных платежей и нарушения налогового законодательства.

В 2017 году всего по таможенным проверкам во взаимодействии с ФНС доначислено более 62 млн.рублей, возбуждено 26 дел об АП и 8 уголовных дел.

Новые возможности для совершенствования взаимодействия налоговых и таможенных органов предоставляет анализ налоговых разрывов в операциях на основе использования автоматизированной системы контроля - АСК «НДС-2».

Так, наример, в 1 квартале 2018 года по информации налоговых органов о факте отказа в возмещении НДС, проведена выездная таможенная проверка и установлен факт нахождения на территории Союза незаконно ввезенных товаров, в бюджет дополнительно уплачено 7,2 млн.рублей таможенных платежей.

Таким образом, отличные от декларанта лица, при приобретении на внутреннем рынке Российской Федерации товаров иностранного производства, могут нарушить налоговое законодательство (в части завышения вычетов по налогу на добавленную стоимость, значительного завышения затрат на закупку оборудования, возможной неуплаты налога на прибыль), а также таможенного законодательства при приобретении в собственность или во владение незаконно ввезенных товаров.

Вместе с тем, Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма таможенного и налогового администрирования и созданию национальной системы прослеживаемости товаров.

Целью создания механизма прослеживаемости является повышение эффективности контроля таможенных, налоговых и иных государственных органов государств – членов ЕАЭС на всех этапах оборота товаров и обеспечение полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет таможенных и налоговых платежей с применением интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий.

В конечном итоге это позволит связать в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его оборота.

Одним из основных элементов системы прослеживаемости является маркировка товаров.

Основными целями создания системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности являются:

- обеспечение легальности импорта товаров или их производства на территории Российской Федерации и Евразийского Экономического союза;

- контроль оборота товаров на территории Российской Федерации и Евразийского Экономического союза

С 12 августа 2016 маркировка меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками обязательна на территории Евразийского экономического союза.

Одним из ключевых положительных эффектов введения системы маркировки стало значительное «обеление» рынка меховых изделий и, соответственно, формирование более объективного представления о нем.

Согласно данных Федеральной таможенной службы за 2017 год задекларировано меховых изделий на сумму 232,8 млн. долл. США, что больше на 79% по сравнению с 2016 годом, а объем таможенных платежей в отношении изделий из натурального меха увеличился почти в 1,8 раза по сравнению с 2016 годом и составил 69,8 млн. долл. США. В 2017 году по сравнению с 2016 годом количество задекларированных меховых изделий увеличилось в 1,5 раза, весовые объемы декларируемых товаров увеличились на 66%.

При этом, не все участники рынка добросовестно исполняют установленные требования.

Так, в ходе проводимых таможенными органами Управления проверочных мероприятий выявляются факты использования различных схем в целях легализации незаконно ввезенных на территорию Союза изделий из кожи и меха.

По результатам 33 завершенных в 2017 году выездных таможенных проверок организаций, которые осуществляют реализацию изделий из меха и кожи, уплачены таможенные платежи на общую сумму 44,2 млн. руб.

Перечень маркируемых товаров будет расширяться. В ближайшей перспективе прорабатывается вопрос маркировки лекарств, драгоценностей, обуви и т.д.

Крайне актуальным направлением деятельности является контроль товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен (ограничен).

С августа 2014 установлен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн: мясо и мясные продукты, рыба и морепродукты, овощи, фрукты, молочная продукция, иные пищевые и готовые продукты, в том числе, спортивное питание кроме специализированной пищевой продукции для питания спортсменов (при подтверждении целевого назначения).

Законодательно установлено, что данные товары, ввезенные на территорию Российской Федерации подлежат уничтожению.

На таможенные органы возложена обязанность обеспечения контроля за выполнением данного запрета.

Так, за 2017 год в результате проведенных контрольных мероприятий во взаимодействии с органами Россельхознадзора, прокуратуры и других ведомств выявлено и уничтожено 362 тонны запрещенных к ввозу товаров.

При этом учитывая, что данные товары ввезены на территорию Российской Федерации незаконно, следовательно, в отношении данных товаров не соблюдены установленные требования по безопасности.

На текущий год таможенные органы также ориентированы на организацию и проведение совместных с иными контролирующими органами контрольных мероприятий, в первую очередь, по основным крупным оптово-розничным центрам, складам, рынкам, сетевому ритейлу и т.д.

В завершении своего выступления, считаем важным на сегодняшнем мероприятии довести до Вас информации о мерах, которые Вы вправе предпринять.

Во-первых, это категорирование участников ВЭД с учетом применяемой таможенными органами субъектно-ориентированной модели таможенного контроля.

Так, для участников ВЭД «низкого уровня риска», на этапе таможенного декларирования товаров меры по минимизации рисков не применяются.

На сладе приведены условия отнесения лиц, к участникам ВЭД низкого уровня риска, установленные приказами ФТС России.

Количество участников ВЭД, отнесенных ФТС России к категории низкого риска, в 2011 году в регионе Уральского таможенного управления составляло всего 11 организаций. В настоящее время их больше 300. На долю указанной категории лиц в УТУ приходится 90% товаров, помещенных в 1 квартале 2018 года под таможенную процедуру экспорта и 70% - выпуска для внутреннего потребления.

Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года, предусмотрено поэтапное увеличение доли автоматически выпущенных электронных деклараций на товары, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска и установлены следующие целевые показатели: на экспортируемые товары с 20% в 2016 году до 80% в 2020 году; на импортируемые товары с 0 в 2016 году до 80% в 2020 году.

Во-вторых, одним из принципов «Реформы контрольно-надзорной деятельности» является осведомленность заинтересованных лиц.

При этом, если про сервис налоговых органов «Проверь контрагента» на сайте nalog.ru все знают и активно пользуются, то о возможности проверить факт законности перемещения товаров через границу ЕАЭС осведомлены далеко не все.

В целях устранения возможных негативных последствий, связанных с владением незаконно ввезенными товарами, имеется возможность получения информации о выпуске товара иностранного производства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 100 Федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации лица, указанные на слайде, имеют право на доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров. Таможенные органы предоставляют указанному в настоящей части лицу такую информацию бесплатно.

Указанные лица могут получать информацию о выпуске товаров на основании обращения, направленного в таможенный орган в письменной форме, либо с использованием официального сайта Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В настоящее время это могут сделать участники внешне-экономической деятельности и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела – у них есть цифровая подпись).

Обращение лиц должно содержать сведения о регистрационном номере декларации на товары и наименовании страны происхождения товара, указанные в декларации на товары, о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, а также о номере декларируемого товара.

Таможенный орган предоставляет лицам информацию в письменной форме о выпуске товаров в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления обращения. В случае обращения лиц с использованием официального сайта ФТС России через «Интернет» таможенный орган предоставляет информацию о выпуске товаров не позднее рабочего дня, следующего за днем такого обращения.

Информация о выпуске товаров должна содержать сведения о наименованиях товаров, статусе товаров в части их выпуска, производителях (при наличии сведений о них), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах товара, а также о соответствии сведений о количестве товара в килограммах (вес брутто и вес нетто) и (или) в других единицах измерения, содержащихся в обращении лиц, сведениям, указанным в декларации на товары.