Сегодня 18 июня 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Анализ практики обжалования решений таможенных органов Уральского таможенного управления

PDFПечатьE-mail

Возможность досудебного (внесудебного) урегулирования споров между участниками ВЭД с одной стороны и таможенными органами с другой стороны путем использования механизма ведомственного обжалования является одним из способов правовой защиты, имеющим ряд существенных преимуществ перед судебным обжалованием.

Так, при ведомственном обжаловании заявитель не несет финансовых затрат, которые неизбежны в судебном процессе (уплата государственной пошлины, затраты на услуги адвокатов, командировочные расходы). Жалоба рассматривается в строго установленный срок – 1месяц, и лишь в исключительных случаях указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Кроме того, решение таможенного органа по жалобе вступает в силу немедленно, нижестоящий таможенный орган не вправе его оспорить.

Существенный процент «удовлетворенных» жалоб свидетельствует о готовности таможенных органов самостоятельно устранять нарушения, допущенные нижестоящими таможенными органами при принятии решений.

Основными причинами отказа в рассмотрении жалоб по существу являются:

1)Неподтверждение заявителем полномочий на подачу жалобы.

Полномочия руководителей организаций подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение (приказ о назначении на должность либо решение участников организации (общества) или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц с отметкой налогового органа о ее выдаче со сроком давности не более года), а также учредительными (копия устава, зарегистрированного в налоговом органе) и иными документами (например, учредительный договор).

Полномочия представителей организации определяются в доверенности.

2) Не соблюдены требования к форме и содержанию жалобы, установленные частями 1 и 2 статьи 42 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»:

-жалоба подаётся в письменной форме;

- заявитель должен её подписать собственноручной подписью;

- к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия заявителя.

3) Не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено.

Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов.

В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования этот срок по заявлению лица, обратившегося с жалобой, восстанавливается таможенным органом, правомочным рассматривать эту жалобу.

4) Лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение.

5) Предметом жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом.

6) Жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты.

7) Предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела.

8) Имеется решение, принятое в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» этим же таможенным органом в отношении того же заявителя и о том же предмете жалобы.

9) Отсутствует предмет обжалования, то есть факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился.

Если в рассмотрении жалобы отказано в связи с неподтверждением полномочий заявителя, пропуском срока на обжалование и несоблюдением требования о собтвенноручном подписании жалобы, таможенными органами в обязательном порядке осуществляется ведомственный контроль обжалованных решений.