Сегодня 28 мая 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Формирование практики применения норм таможенного законодательства в условиях вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза

PDFПечатьE-mail

С 01 января 2018 года со вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза началось формирование новой правоприменительной практики.

Основная задача, решаемая изданием нормативного акта на межгосударственном уровне - значительное сокращение национального сегмента таможенного законодательства, унификация на всей территории ЕАЭС практики, формирующейся в настоящее время локально в каждом государстве и регулируемой национальным законодательством. Новая компетенция Комиссии ЕАЭС расширена до 183 полномочий.

Формат кодифицированного документа предполагает ревизию широкого спектра действующих межгосударственных соглашений в области таможенного дела, их систематизацию и включение в единый нормативный акт. Масштабная работа над созданием нового кодекса предполагала устранение выявленных правовых коллизий действующего Таможенного кодекса Таможенного союза и иных нормативных актов.

Вместе с тем, на настоящий момент работа по переформатированию таможенного законодательства не завершена. На стадии согласования в Правительстве РФ находится проект федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Одновременно ТК ЕАЭС планировалось вступление в силу 25 решений Коллегии ЕАЭС, позже должно быть принято еще 18 решений. На настоящий момент работа над нормативными документами не завершена. В своей работе таможенные органы вынуждены руководствоваться переходными положениями ТК ЕАЭС, а также, в части не противоречащей, старым таможенным законодательством. Однако не все новеллы ТК ЕАЭС удается в настоящее реализовать при отсутствии детализирующей нормативной регламентации.

Основной принцип нового таможенного законодательства, реализуемый в настоящее время, - модернизация таможенной деятельности с учетом современного уровня развития информационных технологий.

Основные нововведения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза:

1. Приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в определенных таможенным законодательством случаях;

2. Отказ от предоставления подтверждающих документов и сведений в случае, если они могут быть получены таможенными органами из соответствующих информационных систем. При этом реализация этого принципа должна сочетаться с осознанием декларантом целесообразности использования единого архива документов (с целью ускорения процесса декларирования) и АПС «Личный кабинет».

3. Совершение таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации автоматически информационными системами таможенных органов.

4. Сокращение сроков выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, если по результатам ее проверки системой управления рисками не рекомендовано проведение таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений либо других форм таможенного контроля, связанных с проверкой товаров;

5. Совершенствование института уполномоченных экономических операторов.

6. Упрощение порядка возврата излишне уплаченных/взысканных таможенных платежей с регламентацией ранее отсутствовавшего порядка начисления и выплаты декларанту таможенным органом процентов за пользование излишне взысканными таможенными платежами;

7. Унификация порядка контроля таможенной стоимости с иными процедурами таможенного контроля, осуществляемыми до выпуска товаров: отмена особого порядка принятия решений по таможенной стоимости, проведения дополнительной проверки. В текст кодекса включены основные определения, общие положения, касающиеся таможенной стоимости, а также описание методов определения таможенной стоимости, порядок и условия их применения, ранее содержавшиеся в межправительственном Соглашении;

8. В содержании каждой таможенной процедуры содержатся положения о применении или неприменении мер нетарифного регулирования, запретов и ограничений.

Часть новшеств ТК ЕАЭС, в основном отнесенные к национальному сегменту регулирования, остаются на настоящий момент нереализованными и ожидают нормативной регламентации:

- возможность обращения за предоставлением государственной услуги принятия предварительных решений не только по классификации и стране происхождения товаров, но и по таможенной стоимости, а также по иным вопросам (в том числе предоставлению льгот по уплате таможенных платежей, расчету обеспечения);

- льготный порядок отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей без применения инструментов обеспечения уплаты;

- требуется регламентация признаков недостоверного определения таможенной стоимости товаров, оснований для признания сведений о таможенной стоимости товаров недостоверными.

Кроме того, в ежедневной работе таможенные органы и участники внешнеэкономической деятельности сталкиваются с отсутствием новых административных регламентов, надлежащим образом утвержденных новых форм таможенных документов (уведомление об уплате таможенных платежей, форма расчета таможенных платежей, и др.). Используемые формы документов не противоречат новым процедурам, но содержат ссылки на отмененные статьи ТК ТС.

В этих переходных условиях начала формирования правоприменительной практики особое внимание должно обращаться на разъяснительную работу, на взаимопонимание и бесконфликтность отношений таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.