Сегодня 20 апреля 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

ОТВЕТЫ на вопросы, заданные участниками публичного мероприятия УТУ, состоявшегося 15.11.2017 года

PDFПечатьE-mail

1. Наша организация (АО «ПГ «Метран») недавно получила статус уполномоченного экономического оператора. В настоящее время при завершении таможенного транзита на своих площадях мы осуществляем взаимодействие с таможенным постом посредством электронной почты. Когда будет налажен обмен документами и сведениями при применении специального упрощения «завершение таможенного транзита на площадях УЭО» с использованием единой автоматизированной информационной системы?

С 25 октября 2017 года в таможенных органах ФТС России внедрена доработанная версия Автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом (АС КТТ-2), предусматривающая возможность осуществления взаимодействия таможенного органа и уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО) при подтверждении прибытия товаров в место доставки, расположенное на территории УЭО.

2. Предприниматели часто жалуются на длительные сроки проведения экспертизы, в связи с чем им приходится нести дополнительные расходы. С чем это связано: нехватка кадров или какие-то другие причины?

Пробы и образцы отбираются в течение 5 дней, направляются в ЦЭКТУ и, через продолжительный период времени, принимаются в работу экспертом. Двадцатидневный срок проведения экспертизы исчисляется именно с этого момента, а не со дня направления отбора проб и образцов, что и влечет к затягиванию сроков. В новом ТК ЕАЭС заложено аналогичное положение. Над устранением данной проблемы хотелось, чтобы поработали.

Статьей 139 Таможенного кодекса Таможенного союза установлен срок проведения таможенной экспертизы – 20 рабочих дней, с возможностью продления по решению начальника таможенного органа на срок необходимый для проведения таможенной экспертизы. В 2017 году в Уральском таможенном управлении реализован комплекс мероприятий, направленных на сокращение сроков проведения таможенных экспертиз, включая формирование единой базы назначаемых таможенных экспертиз и проведение на постоянной основе мониторинга сроков совершения операций на всех этапах от принятия решения о назначении экспертизы до направления в ЭКС-ЦЭКТУ ФТС России справки обратной связи.

ЦЭКТУ ФТС России проведено соответствующие обучения таможенных экспертов, проведено дооснащение филиалов современным оборудованием, налажен обмен информацией с таможенными постами в электронном виде с использованием штатных программных средств таможенных органов, что привело к сокращению сроков доставки проб и образцов и сроков проведения экспертиз.

Дополнительно сообщаю, статья 390 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза содержит аналогичные сроки проведения таможенных экспертиз.

3. Предприятия, перечисляющие основную долю таможенных платежей в федеральный бюджет, могут относиться к «Зеленому сектору» - это определено законодательством? Средние предприятия или частный предприниматель с невысоким перечислением таможенных платежей, может быть отнесён к «зеленым» либо есть иные категории участников ВЭД?

Нельзя ли критерии, отнесения участников ВЭД к низкому уровню риска или ссылки на законодательство разместить на вашем сайте? Чтобы люди самостоятельно определить возможность отнесения к низкому уровню риска?

Отнесение участников ВЭД к категории низкого уровня риска происходит двумя способами:

На основе отраслевого подхода в соответствии с приказами ФТС России, утверждающими порядок действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения категории уровня риска в отношении лиц, осуществляющих перемещение отдельных категорий товаров:

1. Лица, осуществляющие производственную деятельность (приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №732);

2. Лица, экспортирующие товары, полностью ими произведенные или подвергнутые достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины (приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №731);

3. Лица, осуществляющие ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории Российской Федерации моторных транспортных средств, и другой сопутствующей продукции (приказ ФТС России от 8 апреля 2016 г. №706);

4. Лица, осуществляющие ввоз товаров, классифицируемых в товарной группе 02 ТН ВЭД ЕАЭС (приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №733);

5. Лица, осуществляющие ввоз товаров, классифицируемых в товарной группе 03, товарных позициях 1604, 1605 ТН ВЭД ЕАЭС (приказ ФТС России от 27 августа 2015 г. №1740).

Путем реализации технологии риск-категорирования – автоматического определения категории уровня риска участников ВЭД в целях распределения участников ВЭД по категориям уровней риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими таможенного законодательства. По результатам риск-категорирования участникам ВЭД присваивается одна из категорий уровня риска: высокий, средний, низкий. Критерии приведены в приказе ФТС России от 1 декабря 2016 г. №2256 (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 31 июля 2017 г. №1247).

Индивидуальный предприниматель не может быть отнесён к категории низкого уровня риска. В соответствии с п.9 Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности, утвержденного приказом ФТС России от 1 декабря 2016 г. №2256, категория низкого уровня риска присваивается участнику ВЭД, если участник ВЭД является юридическим лицом.

На WEB-сайте Уральского таможенного управления содержится подробная информация о критериях, соблюдение которых необходимо для включения в «зеленый сектор», сведения об участниках ВЭД, в отношении которых ФТС России уже принято решение об отнесении к категории низкого уровня риска, а также контактные телефоны таможенных органов Уральского региона для справок по вопросам включения участников ВЭД в «зеленый сектор».

4. В ряде случаев изменение сведений о весовых характеристиках товара влечет за собой корректировку сведений, заявленных декларантом в декларации на товары (ДТ), в том числе сведений о таможенной стоимости товаров, а также подлежащих уплате таможенных пошлинах, налогах? Насколько существенным, с точки зрения таможенного органа, является проведение корректировки таможенной стоимости на 150 рублей, вследствие изменения веса товара на 20-40 г при общем весе товарной партии 100 кг? Ожидается ли изменение ситуации в ближайшей перспективе?

В соответствии с подпунктами 33 и 36 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257, сведения о весе брутто/нетто товаров, заявленных в ДТ, указываются декларантом в графах 35 и 38 ДТ соответственно, с точностью до трех знаков после запятой. В случаях, если общая масса товаров составляет менее одного грамма, то указывается значение с точностью до шести знаков после запятой.

При этом под весом брутто товаров понимается общая масса товара, сведения о котором указаны в графе 31 ДТ, включая все виды его упаковки, необходимые для обеспечения неизменности их состояния до поступления в оборот, но исключая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Под весом нетто товара, перемещаемого в упакованном виде понимается масса декларируемого товара с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товары предоставляются для розничной продажи и (или) первичная упаковка, способствующая сохранению товара при его продаже, не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров. В остальных случаях – масса декларируемого товара без учета какой-либо упаковки.

Для товара, перемещаемого без упаковки (насыпом, наливом, навалом), весом нетто товара является общая масса товара.

Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в форме документального и/или фактического контроля достоверности заявленных декларантом (таможенным представителем) сведений о весе брутто/нетто товаров путем:

- сопоставления сведений, заявленных декларантом в соответствующих графах ДТ и содержащихся в представленных документах (коммерческих, транспортных, таможенных и иных документах) на предмет отсутствия расхождений и противоречий;

- взвешивания товаров в ходе таможенного досмотра на весах, прошедших поверку с учетом их калибровки.

При этом, если при проведении взвешивания товара уполномоченные должностные лица установят, что отклонение весовых характеристик товара укладывается в пределы погрешности, предусмотренные Актом поверки весового оборудования, изменения в соответствующие графы ДТ не вносятся.

В случае, если по результатам документального и/или фактического контроля таможенными органами выявлены расхождения и/или противоречия между сведениями о весах брутто/нетто товаров, в том числе влияющие на размер заявленной декларантом таможенной стоимости и (или) подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, в документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных и (или) таможенных документах, относящихся к одним и тем же товарам, в порядке и на условиях определенных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары и признании утратившими силу некоторых решений комиссии таможенного союза и коллегии Евразийской экономической комиссии», соответствующие сведения могут быть изменены.

В рамках осуществления контроля таможенной стоимости в случаях, когда условиями сделки предусмотрена необходимость осуществления дополнительных начислений к цене фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар в привязке к весу брутто (в части расходов по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке оцениваемых товаров, проведению иных операций, связанных с их перевозкой) таможенные органы в обязательном порядке проверяют: произведены ли декларантом необходимые начисления в полном объеме и подтверждены ли они документально, являются ли количественно определёнными и достоверными данные, использованные декларантом (таможенным представителем) при осуществлении указанных начислений.

При этом действующим законодательством не предусмотрен минимальный размер сумм подлежащих доначислению таможенных платежей, ниже которого корректировка таможенной стоимости товаров не производится.

По имеющейся в распоряжении Управления информации внесение каких-либо изменений в законодательство по данному вопросу не планируется.

5. Что необходимо для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора? Какие критерии?

Главой 61 «Уполномоченный экономический оператор» (раздел VIII «Деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор») Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) определены и установлены основные положения, определяющие как условия и порядок включения в реестр уполномоченных экономических операторов, так и специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору.

Так, статьей 432 ТК ЕАЭС определено, что свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических может быть трех типов:

- свидетельство первого типа предоставляет уполномоченному экономическому оператору право пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными пунктом 2 статьи 437 ТК ЕАЭС:

1) совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, убытием товаров с таможенной территории Союза, таможенным декларированием и выпуском товаров в первоочередном порядке;

2) непредоставление при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, когда предоставление такого обеспечения установлено в соответствии со статьей 143 ТК ЕАЭС;

3) непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, с особенностями, предусмотренными статьями 121 и 122 ТК ЕАЭС;

4) выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии со статьями 120 и 441 ТК ЕАЭС;

5) проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;

6) признание таможенными органами в качестве средств идентификации пломб, наложенных уполномоченным экономическим оператором на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части. Требования к таким пломбам определяются Комиссией;

7) неустановление маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых уполномоченным экономическим оператором;

8) приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций;

9) осуществление перевозчиком, являющимся уполномоченным экономическим оператором, разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем и вывозимыми с таможенной территории Союза, за исключением товаров, перевозимых (транспортируемых) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, другими транспортными средствами, в том числе с удалением наложенных пломб и печатей, без разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая операция, или без его уведомления.

- свидетельство второго типа предоставляет уполномоченному экономическому оператору право пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными пунктом 3 статьи 437 ТК ЕАЭС:

1) временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора товаров уполномоченных экономических операторов;

2) временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора товаров лиц, не являющихся уполномоченными экономическими операторами, если это предусмотрено законодательством государств-членов;

3) доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора, их размещение в такой зоне таможенного контроля, проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита, в таких сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок);

4) проведение таможенного контроля в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора;

5) совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, если такие таможенные органы расположены на территории одного государства-члена. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может устанавливаться порядок совершения указанных таможенных операций при применении этого специального упрощения;

6) проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;

7) применение уполномоченным экономическим оператором средств идентификации, используемых таможенными органами в порядке, определенном в соответствии с пунктом 7 статьи 437 ТК ЕАЭС;

8) непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, с особенностями, предусмотренными статьями 121 и 122 ТК ЕАЭС;

9) выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии со статьями 120 и 441 ТК ЕАЭС;

10) непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин при отсрочке уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии с пунктом 1 статьи 59 ТК ЕАЭС, если уполномоченный экономический оператор выступает декларантом товаров.

- свидетельство третьего типа предоставляет уполномоченному экономическому оператору право пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными пунктом 4 статьи 437 ТК ЕАЭС – упрощениями, предоставляемыми уполномоченному экономическому оператору, получившему свидетельство первого и второго типа.

В соответствии со статьей 433 ТК ЕАЭС условиями включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства

первого типа являются:

1) осуществление этим юридическим лицом внешнеэкономической деятельности, деятельности в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, владельца склада временного хранения, таможенного склада не менее 3 лет либо осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика не менее 2 лет до дня регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, в течение которых:

- лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, за исключением деятельности по оказанию услуг по перевозке товаров, за каждый год было подано деклараций на товары в количестве, установленном законодательством государств-членов о таможенном регулировании, но не менее 10, или суммарная стоимость перемещенных товаров через таможенную границу Союза за каждый год составляет величину, определенную законодательством государств-членов о таможенном регулировании, но не менее суммы, эквивалентной 500 тысячам евро по курсу валют, действующему на день регистрации таможенным органом заявления;

- лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность по оказанию услуг по перевозке товаров, за каждый год было подано не менее 250 транзитных деклараций;

- лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, за каждый год было подано таможенных деклараций в количестве, установленном законодательством государств-членов о таможенном регулировании, но не менее 200, или суммарная стоимость товаров, заявленная в поданных ими таможенных декларациях, за каждый год составляет величину, определенную законодательством государств-членов о таможенном регулировании, но не менее суммы, эквивалентной 500 тысячам евро по курсу валют, действующему на день регистрации таможенным органом заявления;

- лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельцев складов временного хранения, таможенных складов, осуществлено хранение товаров, суммарная стоимость которых за каждый год составляет величину, установленную законодательством государств-членов о таможенном регулировании, но не менее суммы, эквивалентной 500 тысячам евро по курсу валют, действующему на день регистрации таможенным органом заявления;

- лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного перевозчика, за каждый год было подано не менее 250 транзитных деклараций;

2) обеспечение исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, предоставленное в соответствии со статьей 436 ТК ЕАЭС;

3) отсутствие во всех государствах-членах на день регистрации таможенным органом заявления не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов;

4) отсутствие в государстве-члене, в котором зарегистрировано это юридическое лицо, на день регистрации таможенным органом заявления задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством) государств-членов;

5) отсутствие фактов привлечения во всех государствах-членах этого юридического лица к административной ответственности в течение 1 года до дня регистрации таможенным органом заявления за административные правонарушения, привлечение к ответственности за совершение которых законодательством государств-членов определено в качестве основания для отказа во включении в реестр уполномоченных экономических операторов;

6) отсутствие фактов привлечения во всех государствах-членах физических лиц государств-членов, являющихся акционерами этого юридического лица, имеющими 10 и более процентов акций юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, его учредителями (участниками), руководителями, главными бухгалтерами, к уголовной ответственности за преступления или уголовные правонарушения, производство по которым отнесено к ведению таможенных и иных государственных органов и привлечение к ответственности за совершение которых законодательством государств-членов определено в качестве основания для отказа во включении в реестр уполномоченных экономических операторов;

7) наличие системы учета товаров, отвечающей установленным законодательством государств-членов о таможенном регулировании требованиям, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций и обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям. Комиссия вправе определять типовые требования к системе учета товаров.

Информация о статьях административного и уголовного законодательства государств-членов, предусматривающих административную и уголовную ответственность за административные правонарушения и преступления или уголовные правонарушения, указанные в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 433 ТК ЕАЭС, с указанием составов и санкций таких административных правонарушений и преступлений или уголовных правонарушений направляется таможенными органами в Комиссию для формирования общего перечня таких статей и их размещения на официальном сайте Союза в сети Интернет.

Формат общего перечня указанных статей, порядок его формирования, ведения и использования сведений из него, а также порядок и технические условия, в том числе структура и формат представления информации о статьях, определяются Комиссией.

Условиями включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства

второго типа являются:

1) условия, указанные в подпунктах 1, 3 - 7 пункта 1 статьи 433 ТК ЕАЭС;

2) соответствие финансовой устойчивости этого юридического лица значению, определенному в соответствии с пунктом 7 статьи 433 ТК ЕАЭС;

3) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок (частей открытых площадок), предназначенных для временного хранения товаров. Если сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки (части открытых площадок) находятся в аренде, на день подачи заявления договор аренды в отношении таких сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок (частей открытых площадок) должен быть заключен на срок не менее 1 года;

4) соблюдение определяемых Комиссией требований к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль, к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов.

Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлено, что в случае, если финансовая устойчивость юридического лица государства-члена, осуществляющего деятельность по производству товаров и (или) экспортирующего товары, не соответствует значению, определенному в соответствии с пунктом 7 статьи 433 ТК ЕАЭС, условием включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго типа является предоставление обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора в размере, эквивалентном не менее чем 150 тысячам евро по курсу валют, действующему на день регистрации таможенным органом заявления.

Условиями включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства

третьего типа являются:

1) юридическое лицо включено в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства первого или второго типа в течение не менее 2 лет до дня регистрации таможенным органом заявления. В указанный срок не включается период, в течение которого действие свидетельства приостановлено в соответствии с пунктом 1 статьи 435 ТК ЕАЭС, за исключением случаев, когда действие свидетельства было приостановлено по основаниям, предусмотренным подпунктами 11 и 12 пункта 1 статьи 435 ТК ЕАЭС;

2) условия, указанные в пункте 3 статьи 433 ТК ЕАЭС.

Кроме того, пунктом 6 статьи 433 ТК ЕАЭС установлено, что Законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут устанавливаться дополнительные условия включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов.

Порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр, определяется Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией (пункт 7 статьи 433 ТК ЕАЭС).

6. В адрес участника ВЭД (ООО «Южно-Уральская Торгово-Логистическая компания») в течение месяца пришло 3 партии товаров, в отношении 2 из них проведены таможенные досмотры. В результате 1 досмотра выявлены расхождения весовых характеристик, и за счет перераспределения веса доплата таможенных платежей составила 1 копейку, как следствие, возбуждено дело об АП. По второй партии товаров нарушений не выявлено. Может ли участник ВЭД выяснить причину столь пристального внимания к себе?

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза при проведении таможенного контроля таможенные органы руководствуются принципом выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками. При таможенном декларировании с подачей декларации на товары все риски, связанные с вероятностью нарушения таможенного законодательства, выявляются автоматически. Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза.

7. Участники ВЭД сталкиваются с вторичным контролем со стороны налоговых органов, по вопросам, в отношении которых проведены проверочные мероприятия таможенными органами. Поскольку обе службы в ведении Минфина, хотелось бы, чтобы в рамках межведомственного взаимодействия предоставление документов и сведений для проведения проверки было единожды.

Информационное взаимодействие таможенных и налоговых органов осуществляется на основании Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы (заключено в Москве 21.01.2010 № 01-69/1/ ММ-27-2/1, ред. от 05.09.2016).

Вопросы взаимодействия при осуществлении совместных контрольных мероприятий регламентированы Положением об организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон № 01-11/18157/ ММВ-20-2/25@, утвержденным 18 апреля 2016 г. руководителями ФТС и ФНС России.

В частности, п.5 указанного Положения установлено, что критерием принятия решения о назначении скоординированного контрольного мероприятия в отношении лица является наличие связанных между собой сведений о возможных нарушениях таможенных правил и возможных нарушениях в налоговом (бухгалтерском) учете и наличие признаков уклонения лица от уплаты таможенных и налоговых платежей, проверка которых должна осуществляться таможенными и налоговыми органами во взаимодействии.

Во всех остальных случаях таможенные и налоговые органы осуществляют деятельность в рамках своих полномочий.

8. Положения нового Таможенного кодекса основаны на трех основных принципах: приоритет таможенного декларирования в электронной форме, отмена требования документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, выпуск товаров в автоматическом режиме. Прошу конкретизировать или пояснить, что означает принцип непредставления документов, необходимых для совершения таможенных операций? Как это будет реализовано? Входят ли в этот список лицензии и иные разрешительные документы?

В соответствии со статьей 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.

Статьей 108 ТК ЕАЭС установлено, что к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Сведения о разрешительных документах и сведениях, заявляемых при таможенном декларировании, указываются в соответствии с Классификатором, утвержденным Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 № 378 (Приложение 8).

Новым Таможенным кодексом предусмотрено право участников ВЭД не представлять таможенным органам при совершении таможенных операций документы или сведения, если сведения о таких документах или сведения из них могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов в рамках информационного взаимодействия (статья 80 ТК ЕАЭС).

В целях реализации данной нормы Федеральной таможенной службой проведена значительная работа по сокращению перечня документов, представляемых участником ВЭД, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений (далее - разрешительные документы), проведен комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению возможности получения в электронном виде от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия.

В части соблюдения запретов и ограничений обеспечен информационный обмен с более чем 18 федеральными органами исполнительной власти, позволяющий участникам ВЭД не представлять таможенным органам разрешительные документы (лицензии, сертификаты о соответствии, декларации о соответствии и другие), имеющиеся в информационных ресурсах данных ведомств.

Технологии таможенного контроля основываются на алгоритмах сверки сведений о документах, указанных в декларации на товары (номера и коды разрешительных документов), со сведениями, получаемыми через систему межведомственного электронного взаимодействия.

При заполнении сведений о кодах и номерах разрешительных документов необходимо соблюдать требования к структуре маски разрешительного документа, в соответствии со Справочником масок номеров документов, используемых при заявлении сведений в декларации на товары.