Сегодня 11 декабря 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Риск-ориентированный подход как инструмент эффективного таможенного контроля, комфортного ведения бизнеса, улучшения инвестиционного и предпринимательского климата

PDFПечатьE-mail

Правительством Российской Федерации в конце 2016 года выделена в отдельную приоритетную программу Реформа контрольной и надзорной деятельности, сформулированы и утверждены целевые задачи реформы до 2025 года. Первым приоритетным проектом программы является внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Основная цель реформы госконтроля для Федеральной таможенной службы — минимизация издержек бизнеса при снижении фискальных рисков для бюджета страны. Внедрять риск-ориентированный подход ФТС России начала ещё в 2014 году, а использовать систему управления рисками при осуществлении таможенного контроля – более десяти лет назад.

В целях снижения непроизводственных издержек участников ВЭД при осуществлении таможенных операций и создания благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности Федеральной таможенной службой России утвержден ряд правовых актов, направленных на обеспечение выборочности таможенного контроля.

Принцип выборочности проведения таможенного контроля предусматривает возможность неприменения отдельных мер по минимизации рисков для участников ВЭД с низким уровнем риска – так называемого «зеленого сектора», смещение акцента с этапа декларирования на этап после выпуска товаров, что существенно снижает административную нагрузку на добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

Отнесение участников ВЭД к категории низкого уровня риска осуществляется двумя путями:

1) используя субъектно-ориентированный подход по отраслевому признаку;

2) применяя риск-категорирование – автоматическое определение категории уровня риска участников ВЭД.

Участники ВЭД, претендующие на отнесение к категории низкого уровня риска должны соответствовать определенным критериям и пройти проверку в таможенных органах. Перечни критериев, на основании которых принимается решение о включении участников ВЭД в «зеленый сектор» установлены соответствующими приказами ФТС России.

Субъектно-ориентированный подход по отраслевому признаку применим для лиц, осуществляющих:

1. Производственную деятельность (приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №732);

2. Экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины (приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №731);

3. Ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории Российской Федерации моторных транспортных средств, и другой сопутствующей продукции (приказ ФТС России от 8 апреля 2016 г. №706);

4. Ввоз товаров, классифицируемых в товарной группе 02 ТН ВЭД ЕАЭС (приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №733);

5. Ввоз товаров, классифицируемых в товарной группе 03, товарных позициях 1604, 1605 ТН ВЭД ЕАЭС (приказ ФТС России от 27 августа 2015 г. №1740).

Для рассмотрения ФТС России вопроса об отнесении участника ВЭД к категории низкого уровня риска по отраслевому признаку, участником ВЭД должно быть направлено обращение в ФТС России с приложением документов, подтверждающих соблюдение установленных критериев.

«Причины отмены решений об отнесении участника ВЭД к категории низкого уровня риска»:

  1. Количество выпущенных деклараций на товары менее установленного уровня.
  2. Наличие не погашенной в установленный срок задолженности по уплате таможенных платежей, задолженности по уплате федеральных, региональных и местных налогов.
  3. Привлечение Лиц к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных определенными статьями.
  4. Нахождение в стадии ликвидации либо прекращения деятельности.

Риск-категорирование – автоматическое определение категории уровня риска участников ВЭД

С 2017 года реализована автоматизированная технология риск-категорирования - автоматического определения категории уровня риска участников ВЭД в зависимости от оценки вероятности нарушения ими таможенного законодательства.

Риск-категорирование осуществляется штатным программным средством таможенных органов с использованием информационных ресурсов центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации, ФНС России, Банка России. Порядок автоматизированного определения категории уровня риска участников ВЭД, утвержден приказом ФТС России от 1 декабря 2016 г. № 2256 (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 31 июля 2017 г. №1247).

Анализ проводится ретроспективно, за два календарных года, на основе критериев, характеризующих участника ВЭД, приведенных в приказе ФТС России. Периодичность его проведения – ежемесячно с возможностью изменений категории уровня риска.

Преимущества низкого уровня риска

В целях минимизации издержек бизнеса за счет сокращения времени выпуска товаров до 2-3 минут, ФТС России активно внедряет перспективные информационные таможенные технологии: автоматическую регистрацию деклараций на товары и автоматический выпуск товаров. Основным условием прохождения алгоритма автоматического выпуска товаров является нахождение участника внешнеэкономической деятельности в реестре лиц с низким уровнем риска.

Еще одно преимущество нахождения участника ВЭД в «зеленом секторе» заключается в возможности осуществлять таможенное декларирование с применением технологии удаленного выпуска товаров независимо от наличия или отсутствия технологических связок.

Кроме того, доля охвата мерами по минимизации рисков деклараций участников ВЭД низкого уровня риска в 2 раза меньше по сравнению с иными участниками ВЭД, в 8 раз реже проводится таможенный досмотр.

Реализация и поддержка инвестиционных проектов

В целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности, улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в УрФО, Уральским таможенным управлением разработан порядок сопровождения реализуемых в регионе инвестиционных проектов, определены принципы взаимодействия таможенных органов с субъектами инвестиционной деятельности.

Сопровождение инвестиционных проектов таможенными органами – это взаимодействие с предпринимателями по вопросу помощи в практической реализации идей инвестора в определенной отрасли производства в регионе. Комплекс мероприятий реализуется и утверждается в «дорожной карте» сопровождения инвестиционного проекта, основной задачей которой является снижение рисков срыва планов инвестора, связанного с таможенным оформлением.

В феврале 2017 г завершено сопровождение инвестпроекта ООО «Группа «Магнезит» по созданию шахтного закладочного комплекса по увеличению добычи сырого магнезита.

В настоящее время Челябинская таможня сопровождает два инвестиционных проекта: ПАО «ММК» по строительству нового «Агрегата непрерывного горячего цинкования» (г. Магнитогорск Челябинской области) и ООО «Инвест Развитие» по строительству «Обогатительной фабрики производительностью 9 млн тонн в год по исходной медно–порфировой руде» (Варненский район Челябинской области). В стадии разработки Дорожная карта по сопровождению еще одного инвестиционного проекта ПАО «ММК» «ГОП. Аглофабрика № 5. Новое строительство», целью которого является производство агломерата в объеме 5,5 млн тонн в год со снижением выбросов пыли на 490 тонн в год и диоксидов серы на 3280 тонн в год.

Специальные упрощения для уполномоченных экономических операторов

Еще одно направление деятельности ФТС России по созданию благоприятных условий ведения и развития бизнеса – развитие института уполномоченных экономических операторов путем предоставления им специальных упрощений.

В России статус УЭО имеют 228 организаций, из которых порядка 130 юридических лиц являются производственными предприятиями.

В Челябинской таможне взаимодействие с УЭО организовано в 2017 г. путем подписания соглашений с двумя уполномоченными экономическими операторами - ПАО «ЧТПЗ» и АО «ПГ «Метран». Эти предприятия применяют все виды упрощений

- хранение товаров на своих территориях и площадках без включения в реестр СВХ;

- выпуск товаров до подачи декларации;

- завершение процедуры таможенного транзита на своих территориях, минуя таможенный орган.