Сегодня 23 июня 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

О правоприменительной практике таможенных органов УТУ

PDFПечатьE-mail

Осуществление внешнеэкономической деятельности не обходится без споров, конфликтных ситуаций, возникающих между участниками такой деятельности и государством в лице таможенных органов.

Так, таможенные органы, имея обоснованные сомнения в правомерности действий участника внешнеэкономической деятельности, вправе использовать инструменты, предоставленные им законом, например, в виде форм таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров. В свою очередь, участники внешнеэкономической деятельности, будучи несогласными с неправомерными, на их взгляд, решениями и действиями таможенных органов, вправе их обжаловать.

По закону жаловаться можно как в суд, арбитражный суд, так и в вышестоящие таможенные органы. Последний вариант часто называют институтом ведомственного обжалования. Если описать этот институт кратко, то любое заинтересованное лицо вместо обращения в судебный орган подаёт жалобу в вышестоящий таможенный орган по отношению к тому органу, который принял обжалуемое решение (совершил действие, допустил бездействие). Иными словами, жалобы на таможенные посты рассматривают таможни, жалобы на таможни – региональные таможенные управления (на Урале это Уральское таможенное управление).

Приведем немного статистических данных о рассмотрении жалоб таможенными органами Уральского региона.

Так, за 9 месяцев 2017 года рассмотрено 89 жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела, из них по существу – 45 (20 жалоб удовлетворены (44%)), по 44 в рассмотрении по существу отказано.

Для сравнения за аналогичный период 2016 года рассмотрено 66 жалоб, из них по существу – 26 (4 жалобы удовлетворены (15%)), в рассмотрении 40 отказано.

Из вышеприведенных статистических данных видно, что за 9 месяцев 2017 года количество жалоб, поступивших в таможенные органы, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года значительно возросло (на 35%), что говорит о повышении авторитета ведомственного обжалования.

Основной категорией решений, обжалуемых в вышестоящий таможенный орган, являются решения о корректировке таможенной стоимости товаров. Так, за 9 месяцев 2017 года в таможенные органы, расположенные в Уральском регионе, поступило 50 жалоб на решения указанной категории, при этом 16 из них удовлетворены. На втором месте по числу обжалований находятся решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД – подано 23 жалобы, 3 из которых удовлетворены.

Как правило, участники внешнеэкономической деятельности обращаются с жалобами в течение 1-3 месяцев со дня получения неправомерного на их взгляд решения таможенного органа. Вместе с тем, в последнее время участились случаи обращения с жалобами за пределами трёхмесячного срока (при этом уважительные причины пропуска срока у заявителя отсутствуют), в связи с чем, таможенный орган вынужден принимать решения об отказе в рассмотрении таких жалоб по существу.

Необходимо отметить, что механизм ведомственного обжалования призван максимально оперативно разрешить спорную ситуацию. Вместе с тем, порядок реализации права на подачу жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа достаточно формализован.

Не смотря на то, что жалобу в административном порядке подать несложно, из года в год процент жалоб, в рассмотрении которых по существу таможенные органы отказывают по причине несоблюдения заявителями определенных формальностей, высокий: 50%.

Итак, как же соблюсти все установленные законом «формальности» и избежать отказа в рассмотрении жалобы по существу?

Начнём с требований к форме и содержанию жалобы. Их несколько, но каждое из них обязательно:

ü жалоба подаётся в письменной форме;

ü заявитель должен её подписать собственноручной подписью;

ü к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия заявителя.

Приведём примеры, ориентируясь на наиболее часто встречающиеся в практике случаи.

В таможенные органы не перестают поступать жалобы по электронной почте и по факсу. Такие жалобы не могут быть приняты к рассмотрению по существу, так как в данном случае не соблюдается требование о собственноручном подписании жалобы (даже если жалоба поступила в виде отсканированного документа с подписью). Также не будет принята к рассмотрению жалоба, подписанная с использованием оттиска факсимиле подписи.

Ещё одна распространённая ошибка заявителей заключается в том, что при подаче жалобы не представляются документы, подтверждающие их полномочия на обжалование решений, действий, бездействия в области таможенного дела.

Так, полномочия руководителей организаций подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение (приказ о назначении на должность либо решение участников организации (общества) или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц с отметкой налогового органа о ее выдаче со сроком давности не более года), а также учредительными (копия устава, зарегистрированного в налоговом органе) и иными документами (например, учредительный договор). Допускается представление выписки из устава, содержащей необходимые для подтверждения полномочий сведения (об исполнительных органах юридического лица), а также копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенные печатью организации.

Полномочия представителей организации определяются в доверенности. При этом доверенность:

ü подписывается руководителем и скрепляется печатью;

ü должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.

Также крайне важно помнить: жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов.

По общим правилам срок жёсткий и его необходимо строго соблюдать. Однако, как и в случае со сроками давности при обращении в суды, есть исключение: в случае пропуска по уважительным причинам срок для обжалования может быть восстановлен по заявлению лица, обратившегося с жалобой.

Достаточно распространенной ошибкой заявителей является одновременная подача аналогичных по содержанию жалоб в вышестоящий таможенный орган и арбитражный суд. В данной ситуации в случае принятия судом жалобы к рассмотрению таможенный орган будет вынужден отказать в рассмотрении жалобы. Также нельзя обжаловать решение таможенного органа, в отношении которого уже имеется судебное решение либо решение вышестоящего таможенного органа по жалобе того же заявителя.

Кроме того, нельзя обжаловать документ, не влекущий для заявителя каких-либо правовых последствий, то есть по своей сути не являющийся решением таможенного органа, например, акт таможенной проверки, письмо разъяснительного характера и т.д.

Законом также предусмотрены иные основания отказа в рассмотрении жалобы по существу, встречающиеся в практике не так часто.

Так, при поступлении к нам жалобы, предметом которой является решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом, в рассмотрении такой жалобы также будет отказано. Например, не будет принята к рассмотрению жалоба на решения/действия владельцев складов временного хранения, таможенных представителей, таможенных перевозчиков и др.

Также будет отказано в рассмотрении жалобы, поданной лицом, права которого непосредственно обжалованными решениями/действиями не нарушены. Например, в случае, когда декларирование товаров осуществлялось одним лицом, а жалобу подает лицо, которое приобрело этот товар после его выпуска для внутреннего потребления на территории Евразийского экономического союза.

В рассмотрении жалобы будет также отказано, если факт принятия решения, совершения действия, допущения бездействия не подтвердится.

Итак, если жалоба подана надлежащим лицом, в срок и по установленной форме, с приложением необходимых документов, то она будет рассмотрена по существу в месячный срок со дня поступления. Указанный срок может быть продлён таможенным органом ещё на один месяц, но такое происходит крайне редко.

Воспользовавшись правом на подачу жалобы в вышестоящий таможенный орган, лицо не утратит возможности впоследствии обратиться в суд, если результаты рассмотрения жалобы его не устроят.

Надо сказать, что организации и граждане довольно часто пользуются правом на обжалование решений таможенных органов в суды.

За 9 месяцев 2017 года арбитражными судами и судами общей юрисдикции рассмотрено 71 заявление к таможенным органам, расположенным в Челябинской области, по спорам, возникшим из административных и иных публичных правоотношений.

Преимущественно, предметом данных споров являлись постановления таможенных органов о привлечении к административной ответственности за нарушения валютного и таможенного законодательств (34 дела, 48% от общего количества рассмотренных дел).

Наиболее часто обжаловались постановления таможенных органов по ч.1 ст.16.9 КоАП России (выдача товаров без разрешения таможенного органа) – 14 дел, по ч. 2 ст. 16.2 КоАП России (заявление недостоверных сведений) – 7 дел.

Жалобы на решения, действия таможенных органов в области таможенного дела составляют значительную долю от общего количества рассмотренных дел – 40,8% (29). Наиболее часто обжаловались решения о корректировке таможенной стоимости и решения о классификации товаров.

Исходя из результатов судебной практики, доля дел, рассмотренных судами не в пользу таможенных органов, высока.

Вместе с тем, законность принимаемых таможенными органами, расположенными в Челябинской области, решений достаточна велика. Так, в 2017 году судами отменено чуть более одного процента (1,3%) принятых решений по наиболее значимым категориям дел (корректировка таможенной стоимости и классификация товара).

Необходимо отметить, что таможенные органы обладают мощным профессиональным кадровым коллективом, что позволяет обеспечивать законность в системе функционирования таможенной службы. Вместе с тем, все случаи нарушения должностными лицами таможенных органов требований законодательства жестко пресекаются и впредь будут получать принципиальную оценку.