Сегодня 16 октября 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Доклад "Риск-ориентированный подход как инструмент эффективного таможенного контроля, комфортного ведения бизнеса, улучшения инвестиционного и предпринимательского климата"

PDFПечатьE-mail

Одной из приоритетных задач в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности является внедрение риск-ориентированного подхода, который должен быть внедрен практически в каждом контрольном ведомстве к 2019 году.

Актуальность риск-ориентированного подхода обусловлена необходимостью снижения административной нагрузки на бизнес, сокращения временных и финансовых издержек для участников ВЭД, при одновременном повышении эффективности таможенного контроля и обеспечении соблюдения таможенного законодательства.

Система управления рисками в таможенных органах Российской Федерации базируется на международных стандартах Всемирной таможенной организации и принципах риск-менеджмента.

Процесс управления рисками в соответствии с ISO 31000 включает в себя следующие основные этапы:

1. Выявление риска;

2. Оценка риска;

3. Воздействие на риск;

4. Мониторинг и пересмотр результатов воздействия на риск.

Риск-ориентированный подход в рамках системы управления рисками в таможенных органах внедрен и успешно применяется уже на протяжении нескольких лет. Так, например, доля досматриваемых импортных партий товаров в зоне деятельности Тюменской таможни снизилась с 4% в 2015 году до 2% партий в 2017 году.

Система управления рисками обеспечивает реализацию принципов выборочности объектов и достаточности форм таможенного контроля для обеспечения соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства.

Под таможенным риском понимается комбинация вероятности нарушения таможенного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы и степени негативных последствий этого нарушения для целей таможенного контроля.

Приоритетным направлением деятельности таможенных органов в рамках системы управления рисками является минимизация фискальных рисков, а именно занижение таможенной стоимости товаров, заявление недостоверных сведений о классификации товаров и стране происхождения, необоснованное заявление тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей.

Основными элементами риск-ориентированного подхода в рамках системы управления рисками в таможенных органах являются риск-категорирование участников ВЭД и субъектно-ориентированный подход по отраслевому признаку.

Риск-категорирование

В рамках совершенствования и развития субъектно-ориентированной модели управления рисками внедрено трёхуровневое дифференцирование риска в зависимости от категории участников ВЭД.

Распределение участников ВЭД по трем категориям уровня риска: «низкий», «средний» и «высокий» осуществляется автоматизировано штатными программными средствами, с использованием информационных ресурсов таможенных и налоговых органов, а также Банка России, в зависимости от комплексной оценки вероятности нарушения таможенного законодательства, на основе критериев, приведенных в приказе ФТС России от 1 декабря 2016 г. №2256 (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 31 июля 2017 г. №1247).

Риск-категорирование применяется в отношении участников ВЭД, являющихся декларантами товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или экспорта.

В ходе проведения риск-категорирования по всем участникам ВЭД производится последовательный расчет значений каждого из критериев и определяется итоговая оценка деятельности организации, которая и используется для распределения по категориям.

Преимущества низкого уровня риска

Добросовестность и хорошая репутация участника ВЭД, оцененные механизмом риск-категорирования, снижают риски недостоверного представления сведений и нарушения требований таможенного законодательства, что учитывается при принятии решения о необходимости применения различных форм таможенного контроля в отношении товаров, в том числе товаров, обладающих признаками высокого уровня риска нарушения таможенного законодательства.

Отнесение участника ВЭД к категории низкого уровня риска позволяет снизить частоту применения ресурсоёмких форм таможенного контроля, например, таможенного досмотра товаров.

Так, например, на текущий момент досматривается в среднем каждая 75 партия обычного декларанта, и каждая 250 участника ВЭД низкого уровня риска.

Кроме того, участники ВЭД категории низкого уровня риска имеют возможность осуществлять таможенное декларирование товаров любому таможенному органу, вне зависимости от места нахождения товаров. В отношении товарных партий при соблюдении соответствующих критериев может применяться не только технология автоматической регистрации, но и автоматического выпуска товаров. Данная технология позволяет выпустить декларацию в считанные минуты.

«Как делать нельзя»

Как не попасть в категорию высокого уровня риска?

Категория высокого уровня риска присваивается при значении итоговой оценки деятельности участника ВЭД, соответствующей контрольному значению, установленному для категории высокого уровня риска, или при выявлении одного из следующих критериев:

- нахождение в перечне лиц, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным;

- нахождение в стадии ликвидации либо прекращения деятельности;

- наличие неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 180 дней;

- участник ВЭД является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, постановленным по статье 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- отнесение к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.

«Как делать нужно»

К категории низкого уровня риска по результатам риск-категорирования относятся юридические лица, осуществляющие стабильную внешнеэкономическую деятельность при одновременном соблюдении критериев, основными из которых являются:

- общее количество деклараций на товары должно составлять не менее 100 штук в анализируемом квартале;

- отсутствие задолженности и неисполненной обязанности по уплате налогов и сборов;

- участник ВЭД по результатам категорирования ФНС России должен быть отнесен к низкому уровню налогового риска;

- не выявлены административные правонарушения и уголовные преступления;

- не выявлены критерии, установленные для отнесения к категории высокого уровня риска.

Субъектно-ориентированный подход по отраслевому признаку

Также отнесение к категории низкого уровня риска в рамках субъектно-ориентированного подхода ФТС России предусмотрено по отраслевому признаку:

1. Лица, осуществляющие производственную деятельность (приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №732);

2. Лица, экспортирующие товары, полностью ими произведенные или подвергнутые достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины (приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №731);

3. Лица, осуществляющие ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории Российской Федерации моторных транспортных средств, и другой сопутствующей продукции (приказ ФТС России от 8 апреля 2016 г. №706);

4. Лица, осуществляющие ввоз товаров, классифицируемых в товарной группе 02 ТН ВЭД ЕАЭС (приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №733);

5. Лица, осуществляющие ввоз товаров, классифицируемых в товарной группе 03, товарных позициях 1604, 1605 ТН ВЭД ЕАЭС (приказ ФТС России от 27 августа 2015 г. №1740).

Преимущества для участников ВЭД категории низкого уровня риска по отраслевому категорированию аналогичные риск-категорированию.

Отнесение к категории низкого уровня риска организаций, осуществляющих перечисленные виды деятельности, производится решением ФТС России по результатам анализа его деятельности на соответствие критериям, полный перечень которых по каждому из 5 видов деятельности установлен соответствующими актами ФТС России.

Для рассмотрения ФТС России вопроса об отнесении участника ВЭД к категории низкого уровня риска по отраслевому признаку, участником ВЭД должно быть направлено обращение в ФТС России с приложением документов, подтверждающих соблюдение установленных критериев.

Специальные упрощения для уполномоченных экономических операторов

В целях создания благоприятных условий ведения и развития бизнеса, сокращения издержек участников ВЭД, связанных с проведением операций, направленных на помещение под таможенные процедуры и выпуск товаров, предусмотрены специальные упрощения, которые предоставляются уполномоченным экономическим операторам, выступающим декларантами товаров:

1) временное хранение товаров на территориях уполномоченного экономического оператора;

2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации;

3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров на территориях уполномоченного экономического оператора.

Получить статус уполномоченного экономического оператора могут российские юридические лица, отвечающие определенным требованиям и условиям, основными из которых являются:

- для лиц, осуществляющих производство и (или) экспорт товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму 150 тыс. евро (для остальных - 1 млн евро);

- осуществление внешнеторговой деятельности не менее одного года до дня обращения в ФТС России;

- отсутствие на день обращения в ФТС России неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней;

- отсутствие на день обращения задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

- отсутствие фактов неоднократного привлечения лица в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела;

- наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций;

- неприменение упрощенной системы налогообложения;

- отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности у руководителя юридического лица, его сотрудников, в чьи должностные обязанности входят организация совершения таможенных операций и (или) их совершение;

- нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для временного хранения УЭО иностранных товаров и отвечающих требованиям таможенного законодательства.

Приобретение статуса уполномоченного экономического оператора позволяет участнику ВЭД осуществлять временное хранение товара на своих площадях без включения в реестр владельцев складов временного хранения; осуществлять декларирование в любом таможенном органе; также не требуется доставка товаров в место нахождения таможенного органа при завершении таможенного транзита. Таможенный контроль проводится в приоритетном порядке.

Сопровождение инвестиционных проектов

С целью содействия внешней торговли, а также развития производственной деятельности в нашем регионе утвержден порядок сопровождения таможенными органами инвестиционных проектов, реализуемых в УрФО.

Порядком определены принципы взаимодействия таможенных органов с субъектами инвестиционной деятельности:

- равные условия для всех субъектов инвестиционной деятельности;

- ориентирование на лучшую, с точки зрения инвестора, практику взаимодействия таможенных органов с субъектами инвестиционной деятельности;

- создание для инвесторов комфортной административной среды на всей территории округа, направленной на упрощение таможенного декларирования и иных таможенных операций, внедрения передовых методов управления с использованием перспективных информационных технологий, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС;

- недопущение конфликтных ситуаций.

Для сопровождения и успешной реализации инвестиционных проектов в таможнях создаются рабочие группы из числа наиболее профессионально подготовленных должностных лиц, утверждаются Дорожные карты, в которых определен план мероприятий, потребность инвестора, предполагаемые сроки реализации, кураторы, как со стороны инвестора, так и со стороны таможенных органов. Целью дорожной карты является минимизация возможных рисков, связанных с совершением таможенных операций, недопущение срыва строительного и производственного процесса.

Перечень инвестиционных проектов формируется таможенными органами Управления по согласованию с Уральским таможенным управлением на основании информации, предоставленной министерствами экономического развития, министерствами инвестиционной политики.

В Тюменской области реализуется более 300 инвестиционных проектов, Реестр которых опубликован на сайте Департамента инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Тюменской области.

Тюменская таможня имеет опыт взаимодействия с участниками ВЭД, реализующими инвестиционные проекты. Наиболее яркий пример успешного сотрудничества: сопровождение по строительству одного из крупнейших в Европе комплексов по производству полипропилена ООО «Тобольск-Полимер», реализованного в период 2010-2013 годах (в составе компании «СИБУР»).

В 2015 году утверждена Дорожная карта по сопровождению инвестиционного проекта «ЗапСибНефтехим», будущего комплекса глубокой переработки углеводородного сырья в полиолефины, строительство которого является крупнейшим инвестиционным проектом СИБУРа.

Данный проект включен в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в Уральском федеральном округе, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 10 ноября 2011 года. Сопровождение проекта осуществляется также Департаментом инвестиционной политики и предпринимательства Тюменской области.