Сегодня 22 июня 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Доклад "Исполнение государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС: организация оптимального взаимодействия таможенного органа с заявителем. Функционирование СМЭВ"

PDFПечатьE-mail

В функции таможенных органов Российской Федерации входит не только пополнение доходной части федерального бюджета, но и создание благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности и минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности путем сокращения времени, необходимого для совершения таможенных операций, повышения качества предоставляемых государственных услуг в области таможенного дела.

При этом задачей таможенных органов является контроль за исполнением таможенного и иного законодательства.

В этой связи, создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, не должно сопровождаться ослаблением контроля за соблюдением законодательства.

Недостаточное знание участниками внешнеэкономической деятельности положений постоянно меняющегося таможенного законодательства влечет за собой определенные трудности при декларировании товаров, а также нарушения таможенного законодательства.

Одно из таких направлений – это выявление в результате контроля правильности классификации товаров фактов заявления недостоверных сведений о коде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Данная ситуация возникает при отсутствии (либо недостаточном количестве) технической или иной документации, позволяющей подтвердить классификационные признаки товара (предназначение, область применения, состав оборудования, химический состав материалов и прочие), а также не полного, либо недостоверного описания товара в 31 графе ДТ.

Необходимость предоставления таких документов регламентируется пп.8 п.1 ст.183 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Также в соответствии с примечаниями к ТН ВЭД ЕАЭС для отдельных товаров необходимо предоставлять документы, подтверждающие целевое назначение товаров, работоспособность при определенных условиях, сертификаты заводских испытаний и т.д.

В ходе декларирования при отработке мер по минимизации рисков, в целях идентификации товаров и подтверждения классификационных признаков, инспекторами могут быть запрошены дополнительные документы, может проводиться таможенный досмотр, назначаться таможенная экспертиза товара.

По результатам проведённых проверочных мероприятий, заявленный в графе 33 ДТ классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС подтверждается, либо таможенным органом принимается решение по классификации товара с присвоением кода товара, отличного от заявленного в ДТ.

Следует учесть, что при изменении кода товара, возможно изменение ставки ввозной таможенной пошлины, что ведёт к увеличению причитающихся к уплате таможенных платежей и является дополнительной финансовой нагрузкой на участников ВЭД.

При несогласии с позицией таможенного органа, у участника ВЭД имеется возможность обжаловать решение таможенного органа в вышестоящий таможенный орган.

Досудебное обжалование решений таможенного органа способствует сокращению временных и финансовых издержек как со стороны участников ВЭД, так и со стороны таможенных органов.

Во избежание указанной выше проблемы Уральское таможенное управление уполномочено предоставлять государственную услугу по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза по группам товаров 01-26, 28-97. Предварительные решения по классификации товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС принимаются только Дальневосточным таможенным управлением и Центральной энергетической таможней. Административный регламент предоставления утвержден приказом ФТС России от 18 апреля 2012 г. №760.

Для участников внешнеэкономической деятельности получение предварительного решения по классификации товаров обеспечивает:

- возможность получения информации о коде товара по ТН ВЭД ЕАЭС заблаговременно до его перемещения;

- применение предварительного решения при декларировании товаров на протяжении трёх лет;

- обязательность применения классификационного решения всеми таможенными органами;

- упрощение и ускорение процедур таможенного декларирования и таможенного контроля;

- получение предварительного решения позволяет рассчитать необходимую к уплате сумму таможенных платежей при декларировании товара.

Получение государственной услуги по принятию предварительного решения о классификации товара осуществляется путем направления в Уральское таможенное управление заявления и пакета документов как на бумажном носителе, так и в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Согласно требованиям Административного регламента к заявлению должны быть приложены документы, содержащие сведения о характеристиках товаров, необходимые для их классификации. Например, для товаров химической промышленности – сведения о химическом составе, для товаров машиностроения – перечни комплектующих, чертежи, описание принципа работы.

В дополнение к таким документам могут быть представлены видеоматериалы, отображающие конструкцию, состав и принцип работы технологических линий, машин и оборудования, а также образцы товара и упаковки, фотографии и т.д.

При этом, Административным регламентом чётко установлены нормативы сроков осуществления действий таможенного органа на каждой стадии принятия предварительного решения по классификации товара. Это максимальные сроки, при соблюдении которых государственная услуга считается предоставленной.

Так, согласно Административному регламенту государственная услуга предоставляется в течение 90 дней, однако при наличии в заявлении участника ВЭД всех необходимых для принятия классификационного решения сведений, надлежащим образом подтверждённых представленными документами, предварительное решение может быть принято в более короткие сроки.

Если же заявитель подал заявление по установленной форме, приложенные документы надлежащим образом заверены, но сведений для принятия решения недостаточно, таможенный орган в течение 30 дней должен направить заявителю запрос о предоставлении дополнительной информации.

На предоставление дополнительной информации отводится 60 дней. На это время срок, отведённый на предоставление государственной услуги по принятию предварительного решения, приостанавливается. Такой срок обусловлен как скоростью работы почты, так и временем, необходимым заявителю для сбора дополнительной информации. Если, например, на металлические болты уточнить информацию можно в течение суток, то собрать исчерпывающую информацию на многофункциональный станок или технологическую линию не так-то просто.

На практике предоставление дополнительной информации занимает от двух недель до месяца, однако имеют место и такие случаи, когда дополнительная информация поступает в таможенный орган и на 59-й, и на 60-й, и на 61-й день. При этом, поступившая на 61-й день информация уже считается просроченной, и в этом случае заявление таможенным органом далее не рассматривается (отклоняется). Соответственно, поступление дополнительной информации на 60-й день влечет увеличение максимального срока принятия предварительного решения, который, в таком случае, с 90 дней увеличивается до 150 дней.

Поэтому, для снижения срока принятия предварительного решения по классификации товаров, очень важно точно выполнить действия, предшествующие подаче заявления - правильно составить заявление, доступно описать идентификационные свойства и характеристики товара, подобрать нужные документы.

Основные причины отказа в приеме заявлений связаны:

- с подачей заявления неуполномоченным лицом, например, декларантом или начальником отдела декларирования, при отсутствии доверенности от руководителя организации, от имени которой подается заявление (заявление о принятии предварительного решения и документы к нему могут быть подписаны уполномоченным лицом организации при наличии документа, подтверждающего совершение действий от имени руководителя организации).

- с некачественной подготовкой заявления, а именно:

- в заявлении отсутствует подпись руководителя (заместителя организации), а стоит факсимиле подписи, или отсутствует печать организации;

- документы, представленные с заявлением не пронумерованы, на них нет подписи руководителя (например, стоит подпись делопроизводителя), нет печати организации;

- в заявлении отсутствует индивидуальный идентификационный номер (ИНН) налогоплательщика.

Такие обращения не подлежат регистрации, а участникам ВЭД направляются письма с указанием причин отказа в регистрации. Как правило, при повторном обращении, недостатки устраняются, однако при этом срок получения предварительного решения участником ВЭД увеличивается.

Аналогичные нарушения выявляются при предоставлении дополнительных сведений по запросу таможенного органа. В таком случае данные нарушения могут являться причиной для отклонения заявления.

На сегодняшний день большая доля обращений участников ВЭД с заявлениями на выдачу предварительных решений по классификации товаров требует запроса дополнительной информации о товаре. В то же время во многих обращениях не указаны реквизиты исполнителя (Ф.И.О., должность), номер его рабочего (или мобильного) телефона, факса, адрес электронной почты. Наличие таких сведений позволяет таможенному органу оперативно связаться с исполнителем, направить запрос о представлении дополнительных сведений.

Отмечу, что информация об основных ошибках при подаче заявления и рекомендации по оформлению заявления размещены на официальном сайте Уральского таможенного управления.

Также необходимо учитывать, что стоимость предоставления государственной услуги по принятию предварительного решения по классификации товара составляет 5 тыс. рублей на каждое наименование товара, включающее определённую марку, модель, артикул и модификацию в соответствии с изменениями в налоговый кодекс Российской Федерации.

Вопросы функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия

При перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, соблюдение запретов и ограничений подтверждается в случаях и в порядке, установленных правом Евразийского экономического союза или нормативными правовыми актами государств-членов Союза, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.

В рамках действий по обеспечению соблюдения запретов и ограничений таможенные органы осуществляют проверку разрешительных документов и (или) сведений о таких документах, в целях установления подлинности и достоверности, содержащихся в документах сведений.

В 2017 году при совершении таможенных операций по 38 тысячам декларациям на товары (38 629), заявлены сведения в отношении 20 тысяч документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений (19 973). Выпущено более 176 тысяч товаров (176 247), на основании разрешительных документов, сведения о которых указаны в графе 44 декларации на товары.

Одним из показателей результативности деятельности таможенных органов по обеспечению соблюдения запретов и ограничений является количество выявленных таможенными органами разрешительных документов с признаками недействительного документа.

В этом году таможенными органами выявлено около тысячи семисот случаев (1690) представления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, с признаками недействительного, основными из которых являются:

- изменения статуса документа (аннулирован, приостановлен);

- истечение срока действия разрешительного документа;

- неприменимость документа в соответствии с требованиями Технических регламентов, либо в отношении декларируемого товара.

По фактам представления недействительных документов при совершении таможенных операций, в связи с таможенным декларированием, должностными лицами таможенных постов отказано в выпуске товаров (в соответствии с пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В отчетном периоде текущего года выявлено 233 случая представления недействительных разрешительных документов после выпуска товаров, по данным фактам приняты меры по подтверждению безопасности ввозимых товаров путем направления уведомлений декларанту о представлении действительных разрешительных документов.

По фактам несоблюдения установленных запретов и ограничений в 2017 году возбуждено 18 дел об административных правонарушениях (ответственность за совершение которых предусмотрена частью 3 статьи 16.2, статьей 16.3 КоАП России).

Таможенным кодексом Евразийского экономического союза закреплены направления совершенствования таможенного регулирования, основными из которых являются:

- приоритет таможенного декларирования в электронной форме;

- использование механизма «единого окна» (отсутствие необходимости повторного представления ранее представленных документов и сведений).

В целях реализации данных направлений Федеральной таможенной службой проведена значительная работа по сокращению перечня документов, представляемых участником внешнеэкономической деятельности, в том числе разрешительных документов. Проведен комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению возможности получения в электронном виде от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ) документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия.

В настоящее время ФТС России взаимодействует с 18 федеральными органами исполнительной власти.

Система межведомственного электронного взаимодействия является основополагающим элементом для реализации принципа «единого окна».

Технологии таможенного контроля основываются на алгоритмах сверки сведений о документах, указанных в декларации на товары, со сведениями, получаемыми через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Одним из базовых критериев сверки являются номера и коды разрешительных документов, используемые при заявлении сведений в графе 44 декларации на товары и транзитной декларации.

Сведения о кодах разрешительных документов и сведения, заявляемые при таможенном декларировании, указываются в соответствии с Классификатором, утвержденным Решением Комиссии Таможенного Союза № 378 от 20 сентября 2010 года (Приложение 8).

Классификатором предусмотрены коды для документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений (под номером 1) и сведений, заявляемых при таможенном декларировании (под номером 10).

При заполнении сведений о кодах и номерах разрешительных документов необходимо соблюдать требования к структуре маски разрешительного документа, в соответствии со Справочником масок номеров документов, используемых при заявлении сведений в графе 44 декларации и транзитной декларации.

Справочник содержит структуру масок 48 документов, используемых при таможенном декларировании, в том числе:

- документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений;

- требований в области валютного контроля (номер паспорта сделки);

- документов, на основании которых был заявлен классификационный код товара;

- документов, предоставляемых в соответствии с условиями таможенных процедур;

- а также сведений, заявляемых при таможенном декларировании.

Применяемый форматно-логический контроль на соответствие структуры маски разрешительного документа, указанного в декларации на товары или транзитной декларации, коду вида разрешительного документа и структуре маски, осуществляется при таможенном декларировании до регистрации декларации на товары и транзитной декларации.

Реализация автоматизированной системы формирования и использования базы данных разрешительных документов, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти, начата с 2013 года. Благодаря достигнутым результатам межведомственного информационного взаимодействия таможенные органы получают достоверные сведения о разрешительных документах в реальном времени.

В 2017 году в рамках системы электронного межведомственного взаимодействия таможенными органами Управления направлено более 154 тысячи (154 869) обращений в отношении разрешительных документов, к девяти (9) электронным ресурсам федеральных органов исполнительной власти:

- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России);

- Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация);

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

- Федеральная служба безопасности (ФСБ России);

- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);

- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России);

- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор);

- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);

- Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России).

Анализ обмена информацией через систему электронного межведомственного взаимодействия при совершении таможенных операций, показывает динамичный рост получения содержательных ответов.

По итогам работы в этом году 89% обращений в рамках межведомственного электронного взаимодействия завершились содержательными ответами. В 2016 году – 88% из числа направленных обращений, в 2015 году их было только 55%.

Наибольшее количество обращений в регионе деятельности Управления направлено к электронному ресурсу Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации), почти 92% всех обращений (более 133 тысяч). Содержательные ответы получены в отношении 94% обращений.

Количество обращений к электронному сервису Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) в УТУ занимает второе место, 8% всех обращений (более 12 тысяч). Результативность обращений составила 50% (в 2016 год – 48%).

Как показал проведённый анализ, одной из причин невысокой результативности является отсутствие разрешительных документов в базе выданных документов ФСТЭК России.

Доля обращений к электронным ресурсам Минпромторга России, ФСБ России, Минфина России, Росздравнадзора, Роскомнадзора, Роспотребнадзора в Уральском регионе стабильно составляет около одного процента (0,93%) от общего количества обращений.

Наряду с этим отмечается высокая результативность обращений к электронному ресурсу Минпромторга России – 96% (в 2016 году – 97%).

Также положительная динамика по получению информации о разрешительных документах отмечается при обращении электронному сервису ФСБ России. Результативность ответов в 2017 году – 90%, в 2016 году – 80%.

Результативность единичных обращений к электронным ресурсам Минфина России, Росздравнадзора, Роскомнадзора, Роспотребнадзора составляет в среднем около 80%.

Мероприятия по организации электронного информационного взаимодействия с ФСВТС России проводятся с учетом специфики передаваемых сведений, содержащих информацию ограниченного доступа. На сегодняшний день содержательные сведения о документах, выдаваемых Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, отсутствуют.

Таким образом, обращения, направленные в рамках системы межведомственного информационного взаимодействия, к электронным ресурсам ФОИВ (Минпромторга России, Росаккредитации, Роспотребнадзора, ФСБ России, ФСТЭК России, Росздравнадзора, Роскомнадзора, Минфина России) подтверждают стабильную работоспособность данных ресурсов.

Соблюдение требований к структуре маски разрешительного документа и своевременное обновление баз данных документов, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти, позволит увеличить эффективность и результативность системы межведомственного информационного взаимодействия.

Обращаю внимание участников ВЭД на необходимость указания в декларации на товары соответствующего кода вида разрешительного документа и маски разрешительного документа.

Несоблюдение требований к структуре маски номера разрешительного документа может привести к риску несоответствия сопоставляемых сведений и, как следствие, невозможности декларирования в электронной форме (отказ в регистрации ДТ).

В связи с некорректно заявленными сведениями в графе 44 декларации на товары содержательные сведения из системы межведомственного электронного взаимодействия не могут быть получены.

Пример 1: некорректное заявление реквизитов разрешительных документов (номер документа не соответствует установленной маске). В графе 44 ДТ заявлен номер информационного письма Роскомнадзора под кодом (01041) вместо номера разрешительного документа Роскомнадзора соответствующего маске.

Пример 2: некорректное заявление кода вида документа (код документа не соответствует маске документа). В графе 44 ДТ заявлены сведения о нотификации под кодом (01091) вместо сведений о нотификации под кодом (10052).

Актуальная редакция Справочника масок номеров документов размещена на официальном сайте ФТС России в разделе «Сайт для участников ВЭД».