Сегодня 18 июня 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Доклад "О правоприменительной практике таможенных органов УТУ. Практика привлечения лиц к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере таможенного дела в регионе деятельности УТУ"

PDFПечатьE-mail

Осуществление внешнеэкономической деятельности не обходится без споров, конфликтных ситуаций, возникающих между участниками такой деятельности и государством в лице таможенных органов. Так, таможенные органы, имея обоснованные сомнения в правомерности действий участника внешнеэкономической деятельности, вправе использовать инструменты, предоставленные им законом, например, в виде форм таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров.

В свою очередь, участники внешнеэкономической деятельности, будучи несогласными с неправомерными, на их взгляд, решениями и действиями таможенных органов, вправе их обжаловать.

По закону жаловаться можно как в суд, арбитражный суд, так и в вышестоящие таможенные органы. Последний вариант часто называют институтом ведомственного обжалования. Если описать этот институт кратко, то любое заинтересованное лицо вместо обращения в судебный орган подаёт жалобу в вышестоящий таможенный орган по отношению к тому органу, который принял обжалуемое решение (совершил действие, допустил бездействие). Иными словами, жалобы на таможенные посты рассматривают таможни, жалобы на таможни – региональные таможенные управления (на Урале - это Уральское таможенное управление).

Возможность досудебного (внесудебного) урегулирования споров между участниками ВЭД с одной стороны и таможенными органами с другой стороны путем использования механизма ведомственного обжалования является одним из способов правовой защиты, имеющим ряд существенных преимуществ перед судебным обжалованием.

Так, при ведомственном обжаловании заявитель не несет финансовых затрат, которые неизбежны в судебном процессе (уплата государственной пошлины, затраты на услуги адвокатов, командировочные расходы). Жалоба рассматривается в строго установленный срок – 1 месяц, и лишь в исключительных случаях указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Кроме того, решение таможенного органа по жалобе вступает в силу немедленно, нижестоящий таможенный орган не вправе его оспорить.

Приведем немного статистических данных о рассмотрении жалоб таможенными органами, расположенными в Уральском регионе.

За 1 полугодие 2017 года рассмотрено 68 жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела, из них по существу – 36 (17 жалоб удовлетворены - 47%), по 32 жалобам в рассмотрении по существу отказано.

Для сравнения за аналогичный период 2016 года рассмотрено 44 жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, из них по существу – 17 (3 жалобы удовлетворены - 18%), в рассмотрении 27 жалоб отказано.

Из вышеприведенных статистических данных видно, что в 1 полугодии 2017 года количество жалоб, поступивших в таможенные органы, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года значительно возросло.

Однако из года в год процент жалоб, в рассмотрении которых по существу таможенный орган отказывает в связи с несоблюдением заявителем законодательно установленных формальностей, остается высоким – 40-60%.

Основными причинами отказа в рассмотрении жалоб по существу являются неподтверждение заявителем полномочий на подачу жалобы и несоблюдение требований о её собственноручном подписании. Также достаточно распространенной причиной для отказа в рассмотрении жалобы в последнее время является пропуск заявителем установленного срока на обжалование. Еще одной ошибкой заявителей является одновременная подача аналогичных по содержанию жалоб в вышестоящий таможенный орган и суд. В данной ситуации таможенный орган будет вынужден отказать в рассмотрении жалобы. Также нельзя обжаловать решение таможенного органа, в отношении которого уже имеется судебное решение либо решение вышестоящего таможенного органа по жалобе того же заявителя.

Кроме того, важно помнить, что нельзя обжаловать документ, не влекущий для заявителя каких-либо правовых последствий, то есть по своей сути не являющийся решением таможенного органа (например, акт таможенной проверки, письмо разъяснительного характера и т.д.).

Вместе с тем, необходимо отметить, что в случае, если в рассмотрении жалобы отказано в связи с неподтверждением полномочий заявителя, пропуском срока на обжалование и несоблюдением требования о собственноручном подписании жалобы, таможенными органами в обязательном порядке осуществляется ведомственный контроль обжалованных решений.

Так, в 1 полугодии 2017 года по указанным поводам в порядке ведомственного контроля пересмотрено 15 решений нижестоящих таможенных органов в области таможенного дела, из них 3 решения признаны незаконными и отменены.

Воспользовавшись правом на подачу жалобы в вышестоящий таможенный орган, лицо не утратит возможности впоследствии обратиться в суд, если результаты рассмотрения жалобы его не устроят.

Надо сказать, что организации и граждане довольно часто пользуются правом на обжалование решений таможенных органов в суды.

В 1 полугодии 2017 года в арбитражные суды и суды общей юрисдикции подан 51 иск к таможенным органам, расположенным в Тюменской области, по спорам, возникшим из административных и иных публичных правоотношений.

Преимущественно, предметом данных споров являлись разногласия при определении размера и вида административного наказания в связи с несоблюдением участниками таможенных правил.

Законность принимаемых таможенными органами, расположенными в Тюменской области, решений достаточна велика. Это подтверждается итогами судебной практики за 1 полугодие 2017 года. Только 5,6 % от рассмотренных в указанный период решений, судебными органами принято не их в пользу.

Практика привлечения лиц к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере таможенного дела в регионе деятельности УТУ

Правоприменительная практика в 1 полугодии 2017 года формировалась с учетом изменений законодательства, в части введения с января 2017 года ответственности за нарушение порядка предоставления статистических форм учета перемещения товаров, а также передаче таможенным органам функций Росфиннадзора.

Произошедшие изменения обусловили значительный рост числа выявленных правонарушений.

Увеличение числа выявленных правонарушений отмечается по всем субъектам, входящих в состав Уральского федерального округа.

Так, общее количество административных дел, возбужденных таможенными органами Уральского таможенного управления, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 83%, в абсолютном выражении - почти тысяча дел об АП (2017 г. - 2 176 дел об АП, 2016 г. - 1 191 дело об АП).

В 2,5 раза в сравнении с прошлым годом возросло количество дел об АП, возбужденных в отношении юридических лиц (в 1 полугодии 2016 года в отношении юридических лиц возбуждено 400 дел об АП, в 1 полугодии 2017 года – 1007 дел). Их доля в отчетном году составила 46% от общего количества возбужденных дел (в 1 полугодии 2016 года - 33%).

Также на 32% увеличилось количество дел об АП, возбужденных в отношении физических лиц (в 1 полугодии 2016 года возбуждено 730 дел об АП, в 1 полугодии 2017 года – 965 дел).

Данный рост обусловлен увеличением (на 43%) количества административных дел, возбужденных по фактам нарушений таможенных правил в воздушных пунктах пропуска (в 1 полугодии 2017 года возбуждено 846 дел, в 1 полугодии 2016 года – 592 дела), где, в свою очередь, также отмечается увеличение в 2 раза пассажиропотока (в 1 полугодии 2016 года количество пассажиров составило 513 тыс. чел., в 1 полугодии 2017 года – 966 тыс. чел.)

Возросло количество административных дел, возбужденных в связи с несоблюдением требований таможенного законодательства при временном хранении товаров (на 103 дела); перевозкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, а также выдачей товаров, находящихся под таможенным контролем (на 65 дел).

Положительная динамика роста выявленных правонарушений является результатом программных мероприятий по повышению качества таможенного контроля, проводимых таможенными органами Уральского таможенного управления в 2016 году и текущем периоде 2017 года.

Анализ структуры выявленных таможенными органами Уральского таможенного управления административных правонарушений, показал, что треть

выявленных правонарушений (29%) составили факты несоблюдения установленных запретов и ограничений при перемещении товаров, ответственность за которые предусмотрена статьей 16.3 КоАП России.

При этом, 94% нарушений данной категории совершены физическими лицами, что соответствует аналогичному показателю прошлого года.

Анализ товарного аспекта указанных дел показал увеличение количества фактов незаконного ввоза физическими лицами предметов, относящихся к холодному оружию. Основную же долю предметов правонарушений по-прежнему составляют продукты питания, алкогольная продукция и табачные изделия.

23% административных дел возбуждено по фактам недекларирования и недостоверного декларирования товаров (статья 16.2 КоАП России). 85% нарушений данной категории выявлено при ввозе товаров, 15% - при вывозе.

30% дел об АП данной категории возбуждено в отношении юридических лиц, 70% - в отношении физических лиц.

Правонарушения, совершаемые физическими лицами, связаны с недекларированием товаров, ввозимых в объемах товарных партий либо подлежащих обязательному декларированию в соответствии с установленными правилами. Например, превышение установленных для беспошлинного ввоза объемов подакцизных товаров – алкогольной продукции и табачных изделий.

Административные дела в отношении юридических лиц в большинстве случаев возбуждались по фактам занижения таможенной стоимости и недостоверной классификации товаров. Предметами правонарушений являлись промышленное и технологическое оборудование, товары народного потребления, меховые изделия.

16% дел об АП возбуждено в отчетном периоде по фактам нарушения требований валютного законодательства (статья 15.25 КоАП России).

Наиболее часто допускались нарушения установленных сроков представления форм учета, отчетности и подтверждающих документов по валютным операциям (части 6.1-6.4 статьи 15.25 КоАП России составили 88% дел от числа дел, возбужденных по статье 15.25).

Кроме того, в структуре выявленных нарушений валютного законодательства в отчетном периоде сформировалась практика привлечения к административной ответственности организаций и их должностных лиц за правонарушения, связанные с невыполнением резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета валюты, причитающийся за переданные нерезидентам товары (часть 4 статьи 15.25 КоАП России). Таможенными органами рассмотрено 36 дел данной категории, назначены наказания в виде административных штрафов в размере 8 млн рублей.

10% выявляемых в Уральском регионе нарушений таможенных правил приходится на непредставление либо представление недостоверной отчетности в таможенные органы (ст.16.15 КоАП России).

Субъектами административной ответственности по данной категории дел являются лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела в качестве уполномоченных экономических операторов, владельцев складов временного хранения, декларантов.

Вместе с тем, в Уральском регионе практически прекращена административная практика по фактам невывоза транспортных средств иностранными физическими лицами в установленный срок временного ввоза (статья 16.18 КоАП России). В 1 квартале 2016 года количество данной категории правонарушений составило 69, в 1 полугодии 2017 года – всего 9.

По остальным составам правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, статистика существенно не изменилась.

С увеличением числа возбужденных дел, на 70% в отчетном периоде возросло количество рассмотренных дел об АП (в 1 полугодии 2016 года - 1 220 дел, в 1 полугодии 2017 года 2 077 дел).

С учетом увеличения правонарушений, совершенных в торговом обороте, с 95 до 98% возросло количество дел об АП, рассмотренных с назначением наказания.

Общая сумма административных штрафов в сравнении с прошлым годом увеличилась на 28% и составила по итогам 1 полугодия свыше 430 млн руб. (в 1 полугодии 2016 года - 336,4 млн руб.).

35% дел об АП рассмотрены в 1 квартале 2017 года с назначением наказания в виде предупреждения (714 дел из 2025).

Большая часть дел (400 дел об АП из 714) приходятся на факты нарушений сроков представления подтверждающих документов в уполномоченный банк (статья 15.25), а также статистических форм учета перемещения товаров (статья 19.7.13).

Решения о назначении предупреждения выносились таможенными органами за впервые совершенные правонарушения в связи с наличием данного вида наказания в санкции статьи КоАП России (304 дела).

Кроме того, назначение наказания в виде предупреждения обусловлено статусом лица, как субъекта малого или среднего предпринимательства, и небольшой опасностью совершенного деяния.

Показателем законности и обоснованности принятых таможенными органами решений о возбуждении дел об АП, явились результаты их рассмотрения.

Так, по итогам 1 полугодия 2017 года количество дел об АП, рассмотренных с назначением наказаний, составило 97%.