Сегодня 23 августа 2017 года
Для слабовидящих

Главное меню

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

customs-tv

Вопрос-ответ

PDFПечатьE-mail

ВОПРОСЫ,

заданные участниками публичного мероприятия,

состоявшегося 31.05.2017

1. Вопрос:

Каковы причины увеличения количества административных правонарушений и как их можно избежать добросовестным предпринимателям?

Ответ: В ходе таможенного контроля торгового оборота таможенными органами на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на повышение эффективности выявления и пресечения административных правонарушений, отнесенных законодательством РФ к компетенции таможенных органов, к результатам работы по данному направлению деятельности следует отнести увеличение числа выявленных фактов недекларирования и недостоверного декларирования товаров, а также несоблюдения запретов и ограничений на ввоз товаров.

Помимо таможенных правонарушений, таможенные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, не относящиеся к таможенной сфере. К таким относятся правонарушения, совершенные в области транспортного контроля, нарушения валютного законодательства, предпринимательской деятельности, правонарушения, посягающие на здоровье, общественную безопасность и общественный порядок. Кроме того, в связи с изменениями законодательства, начиная с 2016 года таможенные органы наделены полномочиями по рассмотрению административных дел по ч.ч. 1, 4, 5, 6, а также частям с 6.1 по 6.5 ст.15.25 КоАП России, а с 2017 года по ст.19.7.13 КоАП России.

Увеличение количества выявленных правонарушений в неторговом обороте связано, в том числе с тем, что в связи со вступлением в Таможенный союз Киргизии и Армении осуществлено перераспределение сил и средств по направлению таможенного контроля в воздушных пунктах пропуска за перемещением физическими лицами, что в свою очередь повлекло усиление контроля за порядком ввоза/вывоза товаров пассажирами туристических рейсов.

В целях недопущения совершения правонарушений добросовестным предпринимателям необходимо принимать меры по обеспечению контроля за соблюдением правовых актов ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при организации перемещения товаров из/в Российскую Федерацию, в том числе до подачи декларации на товары осматривать его и измерять, брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа. Для соблюдения установленных запретов и ограничений целесообразно разработать порядок подготовки внешнеэкономических контрактов, в котором регламентировать их проверку на соблюдение требований правовых актов, определяющих разрешительный порядок ввоза/вывоза товара.

2. Вопрос:

Возможно ли использование электронно-цифровой подписи при подаче жалобы?

Ответ: Частью 1 статьи 42 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) предусмотрено, что жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. В случае, если жалоба подается представителем, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия. Использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность подписания жалобы электронно-цифровой подписью.

3. Вопрос:

Обязательно ли требовать в качестве приложения к жалобе документы, которые таможенные органы могут самостоятельно подчерпнуть из публичных источников?

Ответ: Статьей 39 Закона о таможенном регулировании установлены требования к подтверждению полномочий лиц при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица в области таможенного дела. В соответствии с частью 5 статьи 39 Закона о таможенном регулировании полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими их статус и полномочия. Полномочия адвоката удостоверяются в соответствии с федеральным законом. Полномочия других представителей должны быть определены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с частью 6 статьи 39 Закона о таможенном регулировании, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, - в ином документе.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 44 Закона о таможенном регулировании таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы, поданной лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном статьей 39 Закона о таможенном регулировании.

Таким образом, обращение организации с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в области таможенного дела в вышестоящий таможенный орган должно в обязательном порядке сопровождаться предоставлением документов, подтверждающих полномочия заявителя.

4. Вопрос:

Имеется ли возможность у лица, подавшего жалобу, присутствовать при ее рассмотрении. Приглашаются ли заявители жалоб для участия в подобном мероприятии?

Ответ: Глава 3 Закона о таможенном регулировании «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц» не содержит положений о рассмотрении жалоб с участием заявителей. Однако в части, не урегулированной Законом о таможенном регулировании, таможенными органами при организации работы с жалобами на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела могут применяться отдельные положения Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в том числе, о возможности рассмотрения жалобы с участием заявителя, если это необходимо в целях объективного и всестороннего рассмотрения жалобы (подпункт 1 пункта 1 статьи 10). В практике Уральского таможенного управления имеют место случаи рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействия) в области таможенного дела с участием заявителей. Такое рассмотрение организуется как по ходатайству заявителя, так и по инициативе таможенного органа.

5. Вопрос:

Возможны ли принятие и регистрация жалобы в отсканированном виде с последующим досылом ее оригинала, если лицо, которое подает жалобу, удалено от таможенного органа географически?

Ответ: Жалоба, поданная в отсканированном виде, будет зарегистрирована таможенным органом. Однако, в связи с требованиями части 1 статьи 42 Закона о таможенном регулировании о собственноручном подписании жалобы, в рассмотрении такой жалобы по существу таможенным органом будет отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 44 Закона о таможенном регулировании. При поступлении досыла указанной жалобы с собственноручной подписью заявителя, жалоба будет вновь зарегистрирована таможенным органом и, в случае соблюдения заявителем всех установленных главой 3 Закона о таможенном регулировании требований, принята к рассмотрению. При этом срок ее рассмотрения будет исчисляться с момента поступления досыла.

6. Вопрос:

Какой процент принятых решений по корректировке таможенной стоимости отменен судами либо в порядке ведомственного контроля?

Ответ. За период 2016 года из 6 546 принятых решений о КТС судами, либо в порядке ведомственного контроля отменено 167 решений, что составило 2,6%.

7. Вопрос:

Понесли ли наказание должностные лица, принявшие незаконное решение по корректировке таможенной стоимости?

Ответ: Ответ. За период 2016 года к 43 должностным лицам, принявшим 124 неправомерных решения о КТС, применены меры материального воздействия.

8. Вопрос:

Оформляли контейнер из Китая (количество артикульных позиций в контейнере – 24,5 тыс. шт., вес – 26 тонн, общая сумма уплаченных таможенных платежей – более 2 млн руб.). В результате стопроцентного таможенного досмотра автоматически были скорректированы транспортные расходы и таможенная стоимость товаров. В итоге выявлена недоплата по одному инвойсу на сумму 19 руб., по второму – 46 руб. Возбуждено дело об АП.

Существует ли некая минимальная пороговая сумма недоплаты, которая бы не являлась поводом к возбуждению дела об АП? Можно ли внести предложения о внесении изменений в законодательство при очевидном исходе дела об АП (малозначительность)?

Ответ: КоАП России не предусмотрена минимальная пороговая сумма неуплаты таможенных пошлин и налогов, которая бы не являлась поводом к возбуждению дела об АП по ч.2 ст.16.2 КоАП России.

Согласно ч.2 ст.3.5 КоАП России, размер административного штрафа не может быть менее 100 рублей.

Таким образом, в случае если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в двукратном размере не превышает 100 рублей, назначение лицу наказания невозможно, дело подлежит прекращению на основании ст.2.9 КоАП России.

В соответствии со ст.104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Предложения о внесении изменений в законодательство РФ следует направлять вышеуказанным субъектам законодательной инициативы.

9. Вопрос:

С определенного времени доставка импортных грузов по книжке МДП в несколько таможен назначения была возможна только до первой таможни назначения, затем книжка МДП закрывалась и дальнейшая доставка была возможна только при составлении поручительства. Как сейчас с этим обстоят дела в зоне деятельности Уральского таможенного управления?

Ответ: При прибытии в таможенный орган назначения, расположенный в регионе деятельности УТУ, товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с применением книжки МДП и предназначенных для направления далее в другие таможенные органы назначения, завершение таможенной процедуры таможенного транзита осуществляется в установленном порядке. Дальнейшее перемещение таких товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита до других таможенных органов назначения осуществляется по транзитной декларации с соблюдением мер обеспечения, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 ТК ТС.

10. Вопрос:

Каков процент отмененных (измененных) постановлений по делам об АП, пересмотренных вышестоящим таможенным органом?

Ответ: Пересмотр постановлений по делам об АП осуществляется в соответствии с гл.30 КоАП России.

В 2016 году Уральской оперативной таможней, как вышестоящим таможенным органом по отношению к таможням Уральского региона, вынесено 42 решения по жалобам лиц на постановления по делам об АП, из них:

-оставлено без изменения 21 постановление или 50% от общего числа рассмотренных;

-изменено 8 постановлений или 19% от общего числа рассмотренных;

-прекращено производство по 11 делам об АП или 26% от общего числа рассмотренных. При этом в 2016 году все дела об АП прекращены в связи с малозначительностью совершенного правонарушения;

-возвращено на новое рассмотрение 2 дела об АП или 5% от общего числа рассмотренных.

За 5 месяцев 2017 года Уральской оперативной таможней вынесено 17 решений по жалобам лиц на постановления по делам об АП, из них:

-оставлено без изменения 15 постановлений или 88% от общего числа рассмотренных;

-возвращено на новое рассмотрение 1 дело об АП или 6% от общего числа рассмотренных;

-прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения производство 1 дело об АП или 6% от общего числа рассмотренных.

Основная доля решений об изменении постановлений по делам об АП (снижении размера штрафа либо его замене на предупреждение) и прекращении производства по делу по ст.2.9 КоАП России в связи с малозначительностью правонарушения принята в связи с начавшейся в 2016 году либерализацией административной ответственности, в том числе и в сфере таможенного дела.

11. Вопрос:

Прошу уменьшить срок на принятие предварительного решения по коду ТН ВЭД. Зачастую приходится отказываться от данной процедуры по причине продолжительности срока.

Ответ: Согласно п.5 ст. 52 ТК ТС таможенные органы принимают предварительные решения по классификации товаров в соответствии с главой 6 ТК ТС.

Порядок принятия предварительного решения определён ст.53 ТК ТС, ст. 108 Федерального закона и Административным регламентом Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утверждённым приказом ФТС России от 18.04.2012 № 760.

П.1 статьи 55 ТК ТС определены сроки принятия предварительного решения, а именно: «Предварительное решение принимается в течение 90 (девяноста) календарных дней со дня регистрации в таможенном органе заявления о принятии предварительного решения».

Фактически в 1 квартале 2017 года среднее время принятия предварительного решения составило 26 календарных дней.

12. Вопрос:

Предприятием в 2016 году ввозились в РФ самолеты иностранного производителя. Самолеты (4) были таможней выпущены под процедуру "выпуск для внутреннего потребления" в начале (1) и в середине (3) 2016 года.

В мае 2017 в адрес предприятия поступило требование таможни, осуществившей выпуск, о предоставлении документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, в том числе по ввозу на таможенную территорию РФ радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, поскольку в графе 44 ДТ информация о наличии документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений, отсутствует.

Насколько правомерно указанное требование в отношении воздушных судов? И правомерно ли такое требование в отношении уже "выпущенного" (не условно) товара без указанных документов?

На самолетах установлено пилотажно-навигационное и радио-связное оборудование, указанное в приложениях №1 к контрактам (навигационная система, радиомаркер, радиокомпас, метеолокатор, дальномерная система и т.д.).

Действующим законодательством (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования») предусмотрено, что ввоз на таможенную территорию ЕЭС радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, осуществляется при наличии лицензии.

Лицензия выдается на основании согласования государственного органа, ответственного за данного рода продукцию. В случае радиоэлектронных устройств и высокочастотных устройств таким органом является Роскомнадзор и согласующим документом будет выписка из реестра РЭС и ВЧУ. Чтобы попасть в реестр, необходимо заключение Радиочастотного центра.

Радиочастотный центр сначала, на основании заявления и предоставленных документов, проводит документальную проверку, и если РЭС (ВЧУ) отсутствуют в Реестре, Едином реестре и в Перечне (уже сформированных перечнях РЭС (ВЧУ), проводится инструментальная проверка ввозимого оборудования, которое предоставляется в Радиочастотный центр заявителем либо по месту размещения оборудования вне Центра.

На указанное пилотажно-навигационное и радио-связное оборудование заключение никем не получалось, а ввезенные самолеты переданы российским заказчикам, поэтому предъявить оборудование для проведения проверки данное предприятие не может.

Кроме того, получение разрешения, выписки и лицензии возможно только на текущую дату, а предоставление данных документов на текущую дату образует в отношении ранее ввезенных самолетов состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ.

Как предприятию действовать в данной ситуации?

Ответ: Данное обращение зарегистрировано Уральским таможенным управлением (вх. номер от 31.05.2017 №А-434). В соответствии с действующим законодательством ответ будет предоставлен заявителю письменно в установленный срок до 29.06.2017 года.

13. Вопрос:

В январе 2016 г. компания получила Решение по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в соответствии с которым был определен товарный код, ставка пошлины по которому установлена в размере 0%. Декларирование товара было осуществлено в соответствии с указанным Решением. В феврале 2016 г. товар был выпущен для внутреннего потребления.

В январе 2017 г. ФТС России вынесла Решение о внесении изменений в решение по классификации товара, в соответствии с которым товарный код был изменен. Причина внесения изменений – выявление ошибок, допущенных при принятии решения по классификации товара. При этом в графе «Срок вступления в силу решения о внесении изменений в решение по классификации товара» указан январь 2016г. (дата выдачи первоначального решения).

В марте 2017 г. таможенный орган принял Решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, изменив товарный код на новый, ставка пошлины по которому составляет 7,5%. В 10-тидневный срок, как было предписано в Решении, компания внесла корректировки в декларацию и уплатила таможенные платежи. В апреле 2017 г. таможенный орган выставил Требование об уплате пени, рассчитанных за несвоевременную уплату пошлины, начиная с февраля 2016 г. (даты выпуска товара).

Насколько правомерно и обоснованно такое Требование, ведь компания добросовестно выполняла все указания таможенного органа и в декларации указала товарный код, определенный таможенным органом в его Решении?

Имеет ли Решение по классификации товара обязательную силу?

Данная ситуация возникла в другом регионе, какова позиция таможенных органов Уральского региона по такого рода делам?

Ответ: Статьями 107 и 107.1 Федерального Закона от 27.11.2010г. 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон) утверждён порядок принятия решения и внесения изменений в решение по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени.

Уполномоченным органом по принятию таких решений является ФТС России.

В соответствии с пунктом 1 статьи 107.1 решение о внесении изменений в решение по классификации указанного товара принимается, в том числе, и в случае выявления ошибок или опечаток, допущенных при принятии решения по классификации товара или при подготовке документов заявителем.

«Насколько правомерно и обоснованно такое Требование»: Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в соответствии с ч.1 ст. 211 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Согласно ч.2 ст.211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в случае уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК ТС (пп.1 ч. 2 ст. 80 ТК ТС).

При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный ТК ТС срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени (ч.4 ст.91 ТК ТС).

Порядок начисления, уплаты пеней установлен статьей 151 Закона.

«Имеет ли Решение по классификации товара обязательную силу»: Получение решения о классификации товаров и декларирование товаров с использованием данного решения осуществляется по желанию декларанта.

При получении классификационного решения в январе 2016 года и завершения декларирования в феврале 2016 года, применение данной процедуры в рамках ст.107 Закона не требовалось.

Решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее выданное решение о классификации товаров, имеет обязательную силу в соответствии с нормами ст. 107.1 Закона.

В соответствии с п.3 ст. 107.1 Закона решение о внесении изменений вступает в силу в срок, указанный в этом решении.

Срок устанавливает уполномоченный орган на принятие таких решений (ФТС России).

Соответственно, если декларирование осуществлялось в соответствии с решением о классификации товаров, то изменение кода в данном решении является обязательным.

«Какова позиция таможенных органов Уральского региона по такого рода делам»: Оценка сложившейся ситуации не входит в компетенцию Уральского таможенного управления в связи с тем, что уполномоченным органом по принятию таких решений является ФТС России.

В соответствии со ст.37 Закона решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, Арбитражный суд.