Сегодня 23 августа 2017 года
Для слабовидящих

Главное меню

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

customs-tv

Доклад «Электронное взаимодействие как способ повышения оперативности и правомерности принимаемых решений»

PDFПечатьE-mail

Ошибки декларанта, влияющие на принятие решения таможенным органом.

По итогам 2016 года таможнями Уральского таможенного управления (далее – УТУ) принято решение о выпуске товаров более чем по 174 000 деклараций на товары (далее – ДТ), по итогам 1 квартала 2017 года по 44 000 ДТ.

При этом сроки совершения таможенных операций в отношении товарных партий, не идентифицированных как рисковые, в 2016 году сопоставимы с аналогичными показателями 1 квартала 2017 года.

2016

1 кв. 2017 года

импорт безрисовый

1 час 18 мин.

1 час 17 мин.

экспорт безрисковый

27 мин.

27 мин.

При этом в ряде случаев таможенным органом принимается решение об отказе в регистрации ДТ или в выпуске товаров.

Всего за 2016 год отказано в регистрации по 12736 ДТ, в 1 квартале 2017 года – по 2687 ДТ (7,3% и 6,1% от общего декларационного массива соответственно)

Анализ причин отказа в регистрации ДТ выявил следующие основные причины принятия такого решения.

1. Нарушение пп.5 п.4 ст.190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) - не совершены действия до подачи ДТ (30,5% в 2016 и 39,3% в 2017 году) - отсутствуют денежные средства на оплату таможенных сборов; товары отсутствуют в зоне таможенного контроля; предварительная ДТ подана после предъявления товара таможенному органу.

2. Нарушение пп.3 п.4 ст.190 ТК ТС - в ДТ не указаны необходимые сведения (26,5%, 36,3%) - не указаны сведения о местонахождении товара; отсутствуют сведения об идентификаторах электронных документов в графе 44; в графе 31 не указаны все необходимые сведения о товарах.

3. Нарушение пп.2 п.4 ст.190 ТК ТС - ДТ подана не уполномоченным лицом (5,1%, 6,4%) - доверенность составлена не верно; истек срок действия доверенности; истек срок действия договора между декларантом и таможенным представителем.

Основными причинами отказа в выпуске товаров являются следующие причины.

1. Нарушение пп.3 п.1 ст.195 ТК ТС - не уплачены таможенные пошлины, налоги (118ДТ в 2016 году, 51ДТ в 1 квартале 2017 года);

2. Нарушение пп.1 п.1 ст.195 ТК ТС - не представлены необходимые документы на товар (79 ДТ, 43 ДТ)

3. Нарушение пп.2 п.1 ст.195 ТК ТС - не соблюдены условия для помещения товаров под процедуру (72 ДТ, 37 ДТ).

Отдельно необходимо сказать об отказах в выпуске товаров при помещении под таможенные процедуры, отличные от выпуска для внутреннего потребления, экспорта и таможенного транзита.

Основным условием для помещения под таможенные процедуры, предусматривающие полное либо частичное освобождение от уплаты таможенных платежей (либо их возврат), является идентификация товаров при помещении под процедуру и ее завершении (переработка на-/вне таможенной территории, временный ввоз, временный вывоз, реимпорт, реэкспорт).

В большинстве случаев в качестве способа идентификации используется индивидуальная серийная маркировка производителя, а также цифровая, буквенная и иная маркировка, нанесенная на товар.

Вопрос о соблюдении условий помещения товаров под таможенные процедуры, предусматривающие полное либо частичное освобождение от уплаты таможенных платежей (либо их возврат), возникает при установлении в ходе таможенного контроля фактов:

-отсутствия идентификационных признаков на товаре;

-расхождения сведений об идентификации, заявленных в ДТ и фактически установленных в ходе таможенного досмотра, осмотра либо таможенного наблюдения;

-замены идентификационного признака;

-замены носителя идентификационного признака.

Невыполнение условий выпуска товаров (ч.2 п. 1 ст. 195 ТК ТС) влечет принятие таможенным органом решения об отказе в выпуске товаров, и, соответственно, у декларанта возникает необходимость помещения товаров под иную таможенную процедуру, предусматривающую уплату таможенных платежей в полном объеме.

Нередко возникают проблемы с помещением товаров под таможенные процедуры реэкспорта (после выпуска для внутреннего потребления) и реимпорта (после помещения товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта соответственно).

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, в графе31 ДТ подлежит указанию наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара.

Фактически при помещении товаров под таможенные процедуры экспорта и выпуска для внутреннего потребления декларантами в ДТ указывается минимально возможный объем сведений о товаре, а к декларации прикладывается минимальный пакет документов, что создает предпосылки для невозможности помещения товаров под таможенные процедуры реимпорта и реэкспорта в связи с рекламацией.

Имеющиеся сведения о товаре являются недостаточными для подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенные процедуры реимпорта (подтверждение неизменного состояния товара) либо реэкспорта (идентификация товара), что является основанием для отказа в выпуске.

Соответственно, товар подлежит помещению под иную таможенную процедуру, не предусматривающую освобождение от уплаты таможенных платежей либо их возврат.

Количество отказов в выпуске товаров в 2016г. и 1 квартале 2017 г.

при помещении под таможенные процедуры, отличные от выпуска для внутреннего потребления, экспорта и таможенного транзита

Таможенная процедура

2016 г

1 квартал

2017 г.

Всего/

по причине несоблюдения условий таможенной процедуры

Всего/

по причине несоблюдения условий таможенной процедуры

переработка на таможенной территории

3/2

4/2

переработка вне таможенной территории

7/3

2/2

временный ввоз (допуск)

10/3

4/2

временный вывоз

6/4

1/1

реимпорт

15/14

1/1

реэкспорт

21/18

5/3

Итого:

62/44

17/11

Автоматическое принятие решений по ДТ.

В настоящее время сроки совершения таможенных операций, достигнутые таможенными органами УТУ, достигли практически предельного значения. Дальнейшее их сокращение возможно в незначительных пределах. Для качественного изменения необходимо изменение технологии принятия решений, в первую очередь – применение технологии авторегистрации и автовыпуска.

Для примера – среднее время регистрации ДТ в «ручном» режиме составляет 45 минут, среднее время авторегистрации – 1,44 минуты.

Эксперимент по применению технологии авторегистрации проходит в таможенных органах УТУ уже более двух лет. Для его расширения на постоянной основе осуществляется мониторинг и анализ применения технологий автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров, а также качества и оперативности подготовки документов, представляемых участниками ВЭД (таможенными представителями) при декларировании товаров в электронной форме.

Результаты анализа причин непрохождения автоматической регистрации декларации на товары, поданной в электронной форме (далее - ЭДТ) ежемесячно направляются в таможни региона, для последующего направления писем участникам ВЭД (таможенным представителям) о наличии причин субъективного характера, приведших к отказу в авторегистрации ДТ, с описанием допускаемых ошибок, Ф.И.О. специалиста, допустившего ошибку.

В результате мы наблюдаем положительную динамику количества автозарегистрированных ДТ. Так, в 1 квартале 2017 года в соответствии с таможенной процедурой экспорта алгоритм автоматической регистрации прошло 41% ДТ (10478 ДТ из 25749 ДТ), поданных 422 участниками ВЭД и 33 таможенными представителями (в 1 квартале 2016 года - 25%, во 2 квартале 2016 года - 27%, в 3 квартале 2016 года - 28%, в 4 квартале 2016 года - 32%).

Авторегистрация ДТ в соответствии с таможенной процедурой экспорта за период за 2016 год и 1 квартал 2017 года:

Таможенный орган

1 кв. 2016 года

2 кв. 2016 года

3 кв. 2016 года

4 кв. 2016 года

1 кв. 2017 года

АР

ЭК

%

АР

ЭК

%

АР

ЭК

%

АР

ЭК

%

АР

ЭК

%

Екатеринбургская таможня

4090

9947

41

4794

11469

42

5274

11439

46

5719

11379

50

6356

11344

56

Тюменская таможня

406

3620

11

436

3323

13

436

3092

14

230

3454

7

407

2641

15

Челябинская таможня

1649

10056

16

1743

9940

18

1631

9825

17

1936

9520

20

3024

10022

30

Ханты-Мансийская таможня

65

1276

5

99

1336

7

57

1318

4

390

928

42

611

1179

52

Ямало-Ненецкая таможня

-

54

-

-

61

-

-

76

-

-

87

-

-

34

-

Кольцовская таможня

98

489

20

31

541

6

12

537

2

80

699

11

80

529

15

Всего по УТУ:

6308

25442

25

7103

26670

27

7410

26287

28

8355

26067

32

10478

25749

41

Вместе с тем, анализ причин непрохождения алгоритма автоматической регистрации ДТ показал, что порядка 10-15% отказов в авторегистрации обусловлено субъективными причинами.

К таким причинам относятся:

- ошибки, допущенные декларантом при заполнении ДТ (5%);

- ошибки, допущенные декларантом при формализации документов (3%);

- нарушение порядка представления документов, подтверждающих полномочия лица на подачу ДТ (5%).

Категорирование участников ВЭД. Отнесение участника ВЭД к категории низкого уровня риска.

В регионе деятельности Уральского таможенного управления актуальна возможность в заявительном порядке получить статус участника ВЭД низкого уровня риска по следующим категориям: лиц, осуществляющих производственную деятельность и лиц, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

Отнесение лица к участникам ВЭД низкого уровня риска дает следующее.

1. Реализована возможность подачи декларации на товары в любой таможенный орган, имеющий компетенцию принимать декларации на товары, при фактическом размещении товаров на временном хранении в любом таможенном органе ФТС России, осуществляющем фактический контроль товаров;

2. Меры по минимизации рисков при таможенном контроле товаров участников ВЭД низкого уровня риска применяются на основании генератора случайных чисел. Акцент таможенного контроля смещается на этап после выпуска товаров.

Так доля таможенных досмотров в 1 квартале 2017 года в отношении поставок участников ВЭД низкого уровня риска составила 0,68% (0,72% в 2016 году), в общеустановленном порядке - 3,02% в 1 квартале 2017 года (3,66% в 2016 году).

Внесение участника ВЭД в перечень лиц, отнесенных к категории низкого уровня риска, носит заявительный характер и осуществляется на основании приказов ФТС России: № 731 от 11 апреля 2016 года «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины» и № 732 от 11 апреля 2016 года «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих производственную деятельность».

Проверка информации об участнике ВЭД, для внесения участника ВЭД в перечень лиц низкого уровня риска, проводится на предмет соответствия следующим критериям.

1) Основной вид деятельности – производственная;

2) Нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для производственных целей;

3) Стоимость чистых активов – не менее 1 млн. руб.;

4) Уставный капитал – не менее 1 млн. руб. при условии, что доля чистых активов за год, предшествующий подаче обращения лица, составляет не менее 40% по отношению к валюте баланса, а в остальных случаях – уставный капитал не менее 10 млн. руб.;

5) В основном производстве задействовано не менее 50 человек (на дату проведения проверки информации и в среднем за предшествующий год);

6) Неприменение упрощенной системы налогообложения;

7) Отсутствие до начала проверки информации задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

8) Отсутствие лица в перечне организаций, перемещающих товары, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным;

9) Лицо не находится в стадии ликвидации, реорганизации (кроме преобразования) либо банкротства;

10) С даты декларирования первой партии (для списка экспортеров – с даты помещения первой партии под таможенную процедуру экспорта) прошло не менее 1 года.

11) Количество выпущенных деклараций на товары в течение года до начала проверки информации не менее 50 шт. (для списка экспортеров – количество деклараций, выпущенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта – не менее 12 шт.);

12) Отсутствие у лица не уплаченных в установленный срок сумм таможенных платежей, процентов, пеней, информация о которых имеется в базе данных задолженностей, пеней участников ВЭД на первое число месяца, предшествующего дате регистрации обращения лица в ФТС России;

13) У лица отсутствуют вступившие в законную силу и не исполненные в установленные частью 1 ст. 32.2 КоАП РФ сроки постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 16 КоАП РФ, в части уплаты административного штрафа;

14) У лица отсутствуют вступившие в законную силу и не исполненные в установленные частью 1 ст. 32.2 КоАП РФ сроки постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.12, ст.14.10 КоАП РФ, в части уплаты административного штрафа;

15) Лицо не считается в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ подвергнутым административному наказанию за однократное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 ст.15.254 КоАП РФ и статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.7, 16.9, 16.17, 16.19, 16.20, 16.22 КоАП РФ, по которому сумма наложенного административного штрафа составила 250 000 руб. и более, либо сумма наложенных административных штрафов в совокупности составила 500 000руб. и более по всем фактам административных правонарушений по указанным статьям;

16) Лицо не являлось отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей, совершенного в крупном или особо крупном размерах либо группой лиц по предварительному сговору, подтвержден вступившим в силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи Уголовного кодекса РФ;

17) Отсутствие у лица до начала проведения проверки информации в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов фактов совершения сомнительных валютных операций, осуществляемых клиентами кредитных организаций, которые имеют необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта и легализации доходов, полученных преступным путем.

18) Общая стоимость полностью произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке) товаров, помещенных лицом под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Евразийского экономического союза в течение одного года, предшествующего дате регистрации обращения лица в ФТС России, составляет не менее 500 000 евро по курсу валют, установленному на день обращения лица в ФТС России. (Данный критерий только для списка экспортеров).

Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в электронном виде.

Мероприятия по внедрению электронного декларирования таможенной процедуры таможенного транзита проводятся ФТС России с начала 2015 года.

Экспериментальный порядок действовал в рамках реализации распоряжения ФТС России от 18.02.2015 №62-р «О проведении эксперимента по совершению таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» в пределах пилотных зон. С мая 2016 года эксперимент распространился на все таможенные органы Российской Федерации, а с марта 2017 факт подачи транзитной декларации перестал быть экспериментом в связи выходом приказа Минфина России от 30.08.2016 №144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» (зарегистрирован в Минюсте России 16.12.2016).

Доля транзитных деклараций, поданных в электронном виде в 2016 г. и 1 кв. 2017 года:

Таможенный орган

1 кв. 2016 года

2 кв. 2016 года

3 кв. 2016 года

4 кв. 2016 года

1 кв. 2017 года

Всего ЭТД

%

Всего ЭТД

%

Всего ЭТД

%

Всего ЭТД

%

Всего ЭТД

%

УТУ

12

0.8

197

11.5

1118

65.2

1089

62.7

965

63.5

Технологической особенностью применения электронного декларирования транзитных перевозок является возможность удаленного предоставления в любой таможенный орган Российской Федерации электронных документов и сведений для целей помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Принципиальным моментом является возможность применения безбумажной технологии, в том числе и иностранными перевозчиками, используя услуги таможенных представителей.

Применение технологии электронного документооборота при транзите предусматривает возможность использования сведений, содержащихся в электронной транзитной декларации, в качестве предварительной информации при прибытии товаров (и транспортных средств) на территорию Российской Федерации, а также информационное взаимодействие таможенных органов и заинтересованных лиц в электронной форме, в том числе с перевозчиком, если он не является декларантом.

В ближайшей перспективе ФТС России совместно со странами-участниками ЕАЭС планируется тиражирование полученных положительных результатов, опыта работы, применения технологических и технических наработок путем распространения практики электронного документооборота при перемещении иностранных товаров по территории других государств-членов ЕАЭС.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В рамках решения Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 30.11.2016 №21/15 проводится эксперимент по совершению таможенных операций, связанных с выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и завершением такой процедуры на принципах электронного документооборота, при перемещении товаров между белорусскими, киргизскими и российскими таможенными органами – участниками эксперимента.

Официальный интернет-портал государственных услуг.

Сайт в сети интернет «Госуслуги» (расположен по адресу - https://www.gosuslugi.ru) предусмотрен для получения различных услуг в электронном виде для граждан, предпринимателей, юридических лиц и иностранных граждан, предоставляемых 30 министерствами и 60 ведомствами.

На сайте «Госуслуги» имеется возможность получения следующих государственных услуг (в части компетенции ФТС России):

- ведение Реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли;

- ведение Реестра владельцев таможенных складов;

- ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов;

- ведение реестра владельцев складов временного хранения;

- ведение реестра таможенных перевозчиков;

- ведение реестра таможенных представителей;

- ведение реестра уполномоченных экономических операторов;

- ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

- выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям;

- информирование об актах таможенного законодательства таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;

- принятие предварительного решения о стране происхождения товара;

- принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

При этом компетенция предоставления услуг через сайт «Госуслуги» подразделяется на предоставление на уровнях:

- центрального аппарата ФТС России;

- региональных таможенных управлений;

- таможен.

Например, в части вопросов, входящих в компетенцию службы организации таможенного контроля, на сайте «Госуслуги» предоставляется следующий перечень услуг:

Наименование услуги

Таможенный орган,

оказывающий услугу

- Ведение реестра таможенных перевозчиков;

ФТС России

- Ведение реестра таможенных представителей;

ФТС России

- Ведение реестра уполномоченных экономических операторов;

ФТС России

- Ведение Реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли;

Таможня

- Ведение Реестра владельцев таможенных складов;

Таможня

- Ведение реестра владельцев складов временного хранения;

Таможня

Условием получение государственной услуги через сайт «Госуслуг» является наличие у заявителя электронной подписи, регистрации на сайте «Госуслуг», заполнения соответствующего заявления в электронном виде и предоставление копий необходимых документов в электронном виде. Перечень необходимых документов определяется соответствующим Административным регламентом.

Личный кабинет участника ВЭД на официальном сайте ФТС России.

Еще одной возможностью организации электронного взаимодействия с таможенными органами является возможность использования информационных сервисов «Личный кабинет участника ВЭД».

На официальном интернет сайте ФТС России (www.customs.ru) имеется ссылка для возможности перехода в «Личный кабинет участника ВЭД», который предназначен для персонифицированного информационного взаимодействия участника ВЭД с таможенными органами.

Информационные сервисы Личного кабинета предоставляют возможность:

- формировать электронные документы (декларации, уведомления, отчеты, описи и др.);

- отправлять электронные документы в таможенные органы;

- хранить электронные документы;

- запрашивать и получать информацию из таможенных органов.

Для входа в Личный кабинет необходимо зарегистрироваться, для работы в ряде сервисов потребуется наличие электронной подписи (ЭП).

В настоящее время имеется 27 действующих информационных сервисов (4 информационных сервиса отключены). Данный перечень включает в себя:

- электронное декларирование товаров;

- электронный архив;

- предварительное информирование;

- статистическое декларирование;

- лицевой счет;

- валютный контроль;

- разрешительные документы;

- запрос статуса задекларированного товара;

- таможенный транзит;

- предварительное информирование в морских портах;

- информация о вывозе товаров;

- помещение товаров на СВХ;

- отчетность о деятельности таможенного представителя;

- отчетность по СВХ;

- отчетность УЭО;

- отчетность владельца таможенного склада;

- отчетность владельца магазина беспошлинной торговли;

- таможенный перевозчик;

- правообладатели;

- получение разрешений, администрирование (ОЭЗ, ПОЭЗ);

- решение по классификации товаров;

- классификация товаров, перемещаемых в виде компонентов;

- таможенная проверка;

- административные правонарушения;

- калькулятор таможенных платежей;

- пассажирская декларация;

- электронное декларирование экспресс-грузов;

- белые списки (сервис отключен);

- акцизные марки (сервис отключен);

- отчетность импортеров табачных изделий (сервис отключен);

- предварительное информирование в отношении личного автомототранспортного средства (сервис отключен).