Сегодня 23 августа 2017 года
Для слабовидящих

Главное меню

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

customs-tv

Доклад «Организация бесконфликтного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении таможенного контроля в ходе совершения таможенных операций (контроль таможенной стоимости, контроль правомерности классификации товаров, контроль соблюдения запретов и ограничений, валютный контроль)»

PDFПечатьE-mail

К основным задачам таможенных органов Российской Федерации относится не только пополнение доходной части федерального бюджета, но и содействие созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности и минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности путем сокращения времени, необходимого для совершения таможенных операций, повышения качества предоставляемых государственных услуг в области таможенного дела.

При этом функцией таможенных органов является обеспечение исполнения таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности в условиях постоянно меняющегося законодательства влечет усиление контроля со стороны таможенных органов, может приводить к возникновению конфликтных ситуаций.

По результатам анализа нарушений, выявляемых таможенными органами, а также конфликтных вопросов во взаимоотношениях с участниками ВЭД, подготовлен настоящий доклад, базирующийся на основных нормативных документах, знание и применение которых декларантами помогут избежать в дальнейшем проблем при декларировании товаров.

По каждому направлению таможенного контроля, относящемуся к компетенции службы федеральных таможенных доходов, будут разъяснены отдельные, наиболее часто встречающиеся в практической деятельности, проблемные вопросы:

Контроль таможенной стоимости товаров

Контроль заявленных сведений по таможенной стоимости является частью таможенного контроля, проводимого в форме проверки документов и сведений как до, так и после выпуска товаров. Проведение дополнительных проверочных мероприятий в отношении заявляемой таможенной стоимости, последствием которых может стать осуществление ее корректировка, – это исключительная процедура, не являющаяся целью таможенного контроля, а представляющая собой средство обеспечения достоверности заявляемых сведений о таможенной стоимости.

Одной из целей проводимых мероприятий по дополнительному контролю таможенной стоимости является борьба с недобросовестными участниками ВЭД, сознательно занижающими таможенную стоимость ввозимых товаров с целью минимизации таможенных платежей. В подавляющем большинстве случаев такими участниками являются торговые агенты, осуществляющие приобретение товаров по заказам третьих лиц, а также их транспортировку и таможенную очистку. Таким образом, результатом проводимых таможенными органами мероприятий, помимо пополнения Федерального бюджета, является борьба с недобросовестной конкуренцией в сфере международной торговли товарами, создание равных условий для всех участников внутреннего рынка.

В 2016 году в зоне деятельности Управления дополнительные проверки по таможенной стоимости были назначены в отношении лишь 12% от общего количества ввезенных товарных партий. Основным признаком заявления недостоверных сведений по таможенной стоимости является риск, выявляемый автоматически с использованием системы управления рисками. ФТС России создана система индикаторов риска, позволяющая с высокой степенью вероятности предполагать возможность нарушения таможенного законодательства. Такими индикаторами являются уровень заявляемой таможенной стоимости, страна происхождения и страна ввоза товара. Кроме того, стоимостные профили риска не выявляются в отношении товаров, ввозимых участниками ВЭД низкого уровня риска, причем для нашего Управления доля партий товаров, ввозимых такими участниками, составляет 45%.

Система управления рисками выявляет товары, в отношении которых имеется вероятность недостоверного заявления таможенной стоимости и требуется применение мер, направленных на минимизацию этого риска. Соответственно мерами минимизации риска является проведение дополнительной проверки заявленных сведений, а не обязательная корректировка таможенной стоимости и дополнительное взыскание таможенных платежей. В таких случаях применяется специальный порядок действий должностных лиц таможенных органов и декларантов по проведению дополнительного контроля таможенной стоимости, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376.

В соответствии с п.3 ст.2 Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Несоблюдение любого из данных требований является обстоятельством, влекущим принятие решения о корректировке таможенной стоимости.

Законодателем определен Перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, который содержится в приложении №3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376. Также необходимо отметить, что декларант в рамках дополнительной проверки вправе предоставить любые подтверждающие заявленные сведения документы, которыми он располагает (в том числе полученные им от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых товаров).

В отношении данных документов таможенными органами проводится перекрестный анализ сведений, содержащихся в них, а также заявленных при декларировании. Анализ направлен на установление фактов отсутствия, либо несоответствия обязательных сведений, а также наличия условий, исключающих возможность применения заявленного декларантом метода определения таможенной стоимости. Постановлением Пленума Верховного суда от 12 мая 2016 г. N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» разъяснена обязанность таможенного органа по результатам анализа представленных документов уведомлять декларанта об основаниях, по которым представленные при проведении дополнительной проверки документы и сведения о товаре не устраняют имеющиеся сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости. В ответ на уведомление декларант имеет право представить дополнительные документы и пояснения. В результате дополнительной проверки должностным лицом принимается одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров:

1) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;

2) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.

Наиболее часто основаниями для осуществления корректировки таможенной стоимости являются:

- непредставление декларантом в установленные сроки дополнительных документов, запрошенных в рамках проведения дополнительной проверки, при отсутствии объективных причин невозможности их предоставления. При этом данные причины должны быть также документально подтверждены;

- представленные декларантом дополнительные документы не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, а именно, содержат расхождения и противоречия, не подтверждающие заявленную таможенную стоимость;

- по результатам анализа документов установлены условия, исключающие возможность применения заявленного декларантом метода определения таможенной стоимости (приведены в Соглашении от 25.01.2008);

- выявлено повлиявшее на величину таможенной стоимости товаров несоответствие заявленных сведений (качественные и коммерческие характеристики, количество, свойства, происхождение, стоимость и другие сведения) фактическим сведениям, установленным таможенным органом в процессе проведения таможенного контроля;

По результатам проведенных дополнительных проверок в 2016 году принято 6 256 решений о КТС, что составило лишь 9% от общего количества ввезенных товарных партий. В 2015 году эта доля составляла 8,5%. Суммы таможенных платежей, дополнительно взысканных по результатам принятых решений о КТС, составили в 2016 году 819 млн. руб. или 1,6% от общей суммы взысканных всеми таможнями Управления таможенных платежей. Приведенные данные не подтверждают существующий миф о тотальных корректировках таможенной стоимости.

Таможенные органы, в первую очередь, заинтересованы в предоставлении декларантами качественных и достоверных документов, на основании которых можно сделать вывод о «действительной стоимости товара», которая представляет собой цену, по которой товар продается или предлагается для продажи при нормальном ходе торговли в условиях свободной конкуренции.

В этой связи декларантам следует руководствоваться принципами разумности и осмотрительности, а именно при заключении внешнеторговых договоров, предусматривающих ввоз товаров по ценам, значительно отличающимся от среднерыночных, заранее обеспокоиться необходимостью получения от продавца, таких документов, как прайс-лист изготовителя и экспортная ДТ страны вывоза.

Поскольку ресурсы таможенных органов для самостоятельного получения такой информации в настоящее время ограничены, мы рассчитываем на помощь добросовестных участников ВЭД, представляющих в ходе проведения дополнительных проверок исчерпывающий комплект документов, в том числе независимые ценовые исследования, подготовленные на основе легитимных источников информации организациями, обладающими соответствующим уровнем квалификации.

Классификация товаров.

При таможенном декларировании товары подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Согласно ст. 106 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) код товара декларант определяет самостоятельно. Совершенно очевидно у специалистов по таможенному оформлению (декларантов), не обладающих необходимой квалификацией, возникают проблемные вопросы в части правильности определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (особенно сложных технических товаров, многокомпонентных химических составов и т.п.).

В соответствии с ч.3 ст.106 ФЗ, при выявлении факта заявления недостоверного кода ТН ВЭД, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации.

Оспаривание решений, связанных с заявлением декларантом недостоверного кода в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС, на сегодняшний день считается одним из наиболее конфликтных вопросов во взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД.

Вместе с тем, статистические данные свидетельствуют об отсутствии значительных масштабов выявления подобных нарушений: в 2016 году было принято всего 1429 решений об изменении классификационного кода товара (2,6*10-5% от общего количества декларированных товаров), из них в 43% принятые решения не повлияли на доначисление таможенных платежей, по остальным решениям таможенными органами было довзыскано 217,84 млн.руб или 0,4% от общей суммы взысканных таможенных платежей).

Основаниями возникновения у таможенного органа сомнений в достоверности заявляемого кода ТН ВЭД являются: отсутствие (либо недостаточное информационное наполнение) технической или иной документации, позволяющей подтвердить классификационные признаки товара (предназначение, область применения, состав оборудования, химический состав материалов и прочие), а также не полное/недостоверное описание товара в 31 графе ДТ.

При этом предоставление указанных документов регламентируется пп. 8 п.1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Обращаю особое внимание, что в соответствии с примечаниями к ТН ВЭД ЕАЭС для отдельных товаров необходимо предоставлять документы, подтверждающие целевое назначение товаров, работоспособность при определенных условиях, сертификаты заводских испытаний и т.д.

Для устранения возникших при осуществлении таможенного контроля сомнений, в целях идентификации товаров и подтверждения классификационных признаков, должностными лицами таможенных органов могут быть запрошены дополнительные документы, проведен таможенный досмотр, таможенная экспертиза товара.

По результатам проведённых проверочных мероприятий, заявленный в графе 33 ДТ классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС подтверждается, либо таможенным органом принимается решение по классификации товара с присвоением кода товара, отличного от заявленного в ДТ.

Следует учесть, что при изменении кода товара, возможно изменение ставки ввозной таможенной пошлины, что ведёт к увеличению причитающихся к уплате таможенных платежей и является дополнительной финансовой нагрузкой на участников ВЭД.

При несогласии с позицией таможенного органа, у участника ВЭД имеется возможность обжаловать решение таможенного органа в вышестоящий таможенный орган либо суд.

В целях сокращения временных и финансовых издержек как со стороны участников ВЭД, так и со стороны таможенных органов, информирую о возможности предупреждения указанной выше проблемы:

На сегодняшний день предоставляется государственная услуга по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Административный регламент предоставления утвержден приказом ФТС России от 18.04.2012 № 760.

Преимущества данной услуги: Государственная услуга по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТНВЭД ЕАЭС позволяет участникам ВЭД до момента ввоза товара получить официальное решение о классификации товара, обязательное для применения в таможенных органах. В свою очередь получение предварительного решения позволяет рассчитать необходимую к уплате сумму таможенных платежей при декларировании товара.

Получение государственной услуги по принятию предварительного решения о классификации товара осуществляется путем направления в Уральское таможенное управление заявление и пакета документов как на бумажном носителе, так и в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Информация об основных ошибках при подаче заявления и рекомендации по оформлению заявления, разработанные на основе многолетней практики предоставления государственной услуги, размещены на официальном сайте Уральского Управления. Особое внимание обращается на необходимость предоставления с заявлением полного пакета технической или иной документации, позволяющей подтвердить классификационные признаки товара (предназначение, область применения, состав оборудования, химический состав материалов и прочие).

Стоимость предоставления государственной услуги по принятию предварительного решения по классификации товара в соответствии с изменениями в налоговый кодекс Российской Федерации составляет 5000 рублей на каждое наименование товара, включающее определённую марку, модель, артикул и модификацию.

Особенности в части контроля исполнения запретов и ограничений.

Технологии таможенного контроля в части соблюдения запретов и ограничений основываются на алгоритмах сверки сведений, указанных в декларации на товары, со сведениями, получаемыми через систему межведомственного электронного взаимодействия от иных контролирующих государственных органов.

Одним из базовых критериев сверки являются номера разрешительных документов, используемых при заявлении сведений в графе 44 декларации на товары и транзитной декларации. При заполнении сведений о номерах разрешительных документов необходимо соблюдать требования к структуре маски номера разрешительного документа, в соответствии со Справочником масок номеров документов, используемых при заявлении сведений в графе 44 декларации на товары и транзитной декларации. Несоблюдение требований к структуре маски номера разрешительного документа может привести к риску несоответствия сопоставляемых сведений и, как следствие, к отказу в регистрации декларации на товары. Таким образом, техническая ошибка либо невнимательность должностного лица, заполняющего ДТ, приводит в к увеличению сроков совершения таможенных операций, и в , конечном счете, к увеличению финансовых издержек.

Актуальная редакция Справочника масок номеров документов размещена на официальном сайте ФТС России в разделе «Сайт для участников ВЭД».

Осуществление экспортного контроля

Меры по обеспечению запретов и ограничений в области экспортного контроля применяются исключительно в рамках системы управления рисками.

При этом меры по минимизации рисков в области экспортного контроля включают:

- проверку представленных документов и сведений в целях выявления потенциального риска, в том числе правильности заявленного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС, наличия в графе 31 ДТ сведений о наименовании и технических характеристиках товара, позволяющих сопоставить его с контрольными списками, наличия технической документации, разрешительных документов, выданных ФСТЭК России (лицензий, разрешений Комиссии по экспортному контролю, заключений, писем), идентификационных заключений;

- уведомление участника ВЭД о необходимости представить разрешительный документ либо идентификационное заключение.

В случае отсутствия возможности представить документ в установленные правом ЕАЭС сроки таможенного декларирования, таможенные органы принимают решение об отказе в выпуске товара и рассматривают вопрос о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении либо уголовном преступлении.

В целях минимизации сроков таможенного декларирования необходимо выявлять соответствие товаров по коду ТН ВЭД ЕАЭС, наименованию, техническим характеристикам спискам товаров двойного назначения, утвержденных указами Президента Российской Федерации (от 14.02.1996 № 202, от 14.01.2003 № 36, от 28.08.2001 № 1082, от 20.08.2007 № 1083, от 08.08.2001 № 1005, от 17.12.2011 № 1661), т.е. проводить идентификацию товаров. Заключение по результатам идентификации должно соответствовать требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 № 565. Наличие заключения, подготовленного в соответствии с установленными требованиями декларантом, специалистом по экспортному контролю или уполномоченной экспертной организацией является достаточным основанием для принятия решения о выпуске товара таможенным органом.

Также необходимо обратить внимание на необходимость выявления признаков возможного использования вывозимых товаров для создания вооружений, подготовки или осуществления террористических актов и своевременного обращения в ФСТЭК России для получения необходимых разрешительных документов в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 № 517.

Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Товарный знак призван обозначить индивидуальность товара. Каждое индивидуальное обозначение регистрируется правообладателям в случае, если он намерен обеспечить защиту своих нематериальных прав.

В РФ товарные знаки регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент), а для дополнительной гарантии защиты исключительных прав на товарные знаки в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (далее - Реестр).

В соответствии с ТК ТС (гл. 46) и ФЗ (гл. 42) таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (далее - ОИС), включенные в Реестр.

По данным на 04 мая 2017 года, в Реестре содержится 4384 ОИС.

При декларировании товаров, обозначенных какими-либо товарными знаками (особенно общеизвестными или брендовыми) рекомендуется проверить регистрацию товарного знака в Реестре.Поиск сведений о товарных знаках, включенных в Реестр, может быть произведен на официальном сайте ФТС России.

Если товарный знак ввозимого товара внесен в Реестр, то при декларировании таких товаров, содержащих ОИС, в 31 графе ДТ указывается товарный знак или фирменное наименование, а во 2 подразделе 33 графы ДТ проставляется буква «И». В таком случае декларанту необходимо получить разрешение от правообладателя либо заключить соответствующий договор на использование этого товарного знака, и представить документы при таможенном декларировании. Документы, подтверждающие правомерность использования ОИС (авторский, лицензионный договор, договор на использование товарного знака, письменное согласие правообладателя), указываются В 44 графе ДТ.

Отсутствие у декларанта такого разрешения дает право таможенным органам приостановить выпуск товара с последующим возбуждением дела об административном правонарушении и в дальнейшем, по решению суда конфисковать товар.

За 2016 год в отношении ОИС, включенных в Реестр, таможенными органами Управления процедура приостановления выпуска товаров применялась в 148 случаях (более 46 тыс. ед. товара). Во всех случаях у участника ВЭД отсутствовали разрешительные документы подтверждающие правомерность использования ОИС.

По решению правообладателей в 114 случаях, приостановление выпуска товаров отменено, товар выпущен. В 4 случаях, правообладатель обратился в таможенный орган с заявлением привлечь виновных лиц к ответственности.

В 1 квартале 2017 года в отношении ОИС, включенных в Реестр, таможенными органами Управления процедура приостановления выпуска товаров применялась в 57 случаях (более 36 тыс. ед. товара).

Также информирую, что с 26 мая 2017 года вступает в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 №35 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары».

Следует обратить внимание на изменения в порядке декларирования товаров, содержащих ОИС. Товары, содержащие ОИС и включенные в Реестр, при помещении под таможенную процедуру должны декларироваться отдельно от товаров, не содержащих объектов интеллектуальной собственности. А в 31 графе ДТ необходимо дополнительно указывать регистрационный номер ОИС по Реестру. Несоблюдение этих новых правил может привести к отказу в регистрации декларации на товар.

Взимание таможенных платежей

В целях сокращения сроков совершения таможенных операций при декларировании товаров и совершенствования технологии уплаты таможенных платежей, ФТС России утверждена Концепция централизации учета таможенных и иных платежей и ведения единого лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности (приказ ФТС России от 30.07.2013 № 1407).

В развитие указанной Концепции, приказом ФТС России от 22.08.2016 №1617, утвержден Временный порядок работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможен с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России (далее - Временный порядок работы с ЕЛС).

В соответствии с Временным порядком с 29 августа 2016 года в таможенных органах ФТС России организована работа по созданию и администрированию единого ресурса лицевых счетов юридических лиц – плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России. Определен восьмизначный цифровой код «10000010» в качестве кода таможенного органа для перечисления денежных средств.

Открытие лицевых счетов плательщиков в ресурсе ЕЛС производится должностными лицами Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России.

Для включения в единый ресурс лицевых счетов, необходимо обращаться в ГУФТДиТР ФТС России с заявлением об открытии единого лицевого счета. Образецы соответствующего заявления размещены на информационных стендах в таможнях и на таможенных постах.

Основное преимущество ЕЛС - это возможность использования денежных средств, перечисленных на ЕЛС, для уплаты таможенных пошлин, налогов в любом таможенном органе ФТС России, независимо от места декларирования товаров и местоположения таможенного органа.

К указанному преимуществу следует добавить возможность обращения участником ВЭД в любой таможенный орган, которому предоставлен удаленный доступ к единой базе данных лицевых счетов, с заявлением о возврате авансовых платежей, и предоставлением отчетов о движении денежных средств.

Таким образом обеспечивается свобода распоряжения денежными средствами, сокращаются временные, органзационные и финансовые издержки.

В настоящее время более 150 участников ВЭД Уральского региона перешли на администрирование в единые лицевые счета.

Как было сказано ранее помимо создания благоприятных условий для участников ВЭД одной из задач таможенных органов является контроль соблюдения таможенного законодательства, в том числе за уплатой таможенных платежей.

При этом контроль за уплатой таможенных платежей следует признать одной из важнейших разновидностей государственного финансового контроля.

С целью недопущения нарушений правового регулирования в части начисления, уплаты таможенных платежей довожу до Вашего сведения актуальные на сегодняшний день проблемные вопросы.

В части предоставления льгот по уплате таможенных платежей.

Учитывая специфику внешнеторговой деятельности Уральского региона, наибольший объем льгот по уплате таможенных платежей приходится на ввоз медицинских товаров, запасных частей, необходимых для технического обслуживания или ремонта гражданских пассажирских самолетов и технологического оборудования. Общий объем предоставленных льгот по Управлению за 4 месяца 2017 года составил 504,96 млн. руб.

При этом по результатам контроля правомерности предоставления льгот в 2017 году отказано в предоставлении освобождения от уплаты НДС в отношении медицинских товаров на общую сумму 1,38 млн. руб., после выпуска товаров отменено освобождение от уплаты НДС на сумму 859,77 тыс. руб.

Одним из проблемных вопросов предоставления льготы по уплате НДС при ввозе медицинских товаров является вопрос предоставления регистрационных удостоверений старого образца.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 160 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1416» предельный срок замены регистрационного удостоверения старого образца продлен до 1 января 2021 года.

При этом соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность представления регистрационного удостоверения старого образца в срок до 31 декабря 2021 г., вступают в силу только с 1 июля 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2017 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Таким образом, на период с 1 января по 1 июля 2017 г. отсутствует порядок освобождения от уплаты НДС ввоза медицинских товаров, при предъявлении регистрационных удостоверений на изделия медицинского назначения и медицинскую технику бессрочного действия, выданных до дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. №1416 и не замененных до 1 января 2017 г. на регистрационные удостоверения по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

ГУФТДиТР ФТС России в Минфин России направлено обращение о возможности освобождения от уплаты НДС (применения налоговой ставки 10 %) в отношении медицинских изделий, по которым предоставлено регистрационное удостоверение старого образца и которые ввезены в Российскую Федерацию в период с 1 января по 30 июня 2017 года. Разъяснения Минфина на сегодняшний день отсутствуют.

Таможнями Уральского региона до участников ВЭД в декабре 2016 года была доведена информация о необходимости своевременной замены регистрационных удостоверений в целях подтверждения льготы по уплате НДС.

В случае отсутствия у участников ВЭД регистрационных удостоверений нового образца при декларировании указанных товаров предлагаю участникам ВЭД предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов до момента получения разъяснений из Минфина либо внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Дополнительно обращаю Ваше внимание на полноту предоставления комплекта документов в целях подтверждения правомерности предоставления льгот по уплате таможенных платежей: Например, при декларировании товаров с заявлением об освобождении от уплаты ввозной таможенной пошлины необходимо предъявление таможенному органу документа подтверждающего целевое использование товара, в случае декларирования с заявлением об освобождении от уплаты НДС необходимо предоставление сертификата соответствия или декларации соответствия на медицинское изделие.

Отсутствие необходимых документов при декларировании влияет на сроки выпуска товаров, может служить основанием для отказа в предоставлении льготы, что влечет увеличение суммы подлежащих уплате таможенных платежей и начисление пени.

При обнаружении факта неуплаты таможенных платежей в адрес плательщика направляется требование об уплате таможенных платежей и пеней в соответствии со ст.152 ФЗ. При солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно как в адрес плательщика, так и солидарного ответчика согласно ч.4 ст.150 ФЗ.

Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования в соответствии с ч.11 ст.152 ФЗ. Требование об уплате считается полученным по истечении шести дней со дня отправления.

Следует отметить, что по истечении срока добровольной уплаты по требованию применяются меры принудительно взыскания в соответствии с гл.18 ФЗ. Применение мер принудительного взыскания является «болезненной» для участника ВЭД процедурой, которая приводит к следующим негативным последствиям:

При применении мер принудительно взыскания осуществляется дополнительное начисление пеней, размер которых может составлять значительную сумму, так как пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных платежей на дату принятия меры принудительного взыскания. Так по состоянию на 01.05.2017 общая сумма доначисленных в 2017 году пеней составила 15,81 млн.руб.

На сегодняшний день положительной практикой взыскания задолженности является ее погашение за счет обеспечения как декларанта, так и таможенного представителя (банковская гарантия). Имеют место случаи взыскания таможенных платежей, пеней посредством применения меры принудительного взыскания - арест имущества должника.

В отношении физических лиц в соответствии с внесенными изменениями в законодательство таможенные органы наделены правом на обращение в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

Благодаря новому программному средству по учету задолженности таможни Управления имеют возможность оперативно отслеживать наличие и поступление денежных средств в другие региональные таможенные Управления, в месте декларирования должника. Это позволяет своевременно применять меры по погашению задолженности, предотвратить возможность уклонения от уплаты таможенных платежей, сменив место таможенного декларирования.

Наличие задолженности у участника внешнеэкономической деятельности является не только основанием для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, денежного залога, но и оказывает определенные ограничения для осуществления внешнеэкономической деятельности, в том числе: отсутствует возможность включения юридического лица в реестр таможенных представителей, применения генерального обеспечения при совершении таможенных операций, отказ в выдаче разрешения при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада без фактического размещения на таможенном складе

Своевременная уплата таможенных платежей и соблюдение требований действующего законодательства позволит участнику внешнеэкономической деятельности избежать мер принудительного взыскания и положительно отразится на его деятельности.

Валютный контроль

С апреля 2016 года Федеральная таможенная служба является органом валютного контроля. Информирую об основных требованиях валютного законодательства, выполнение которых требуется при осуществлении внешней торговли.

Правовая основа валютного регулирования и валютного контроля определена в Российской Федерации Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютный контроль выполняет в государстве две функции: функцию выявления нарушений и функцию обратной связи в системе управления.

Нормы валютного регулирования и валютного контроля распространяются на лиц, осуществляющих внешнеэкономическую и особенно, внешнеторговую деятельность.

Понятие внешнеторговой деятельности раскрыто в нормах Федерального закона от 08 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Системный анализ толкования норм этого закона позволяет определить отличительные черты внешнеторговой деятельности (внешнеторгового контракта), а именно:

1. нерезидентность одного из контрагентов по сделке (то есть иностранный партнер);

2. трансграничный характер сделки, предметом которой является купля-продажа товаров (то есть пересечение государственной границы РФ);

3. оказание услуг, выполнение работ по сделке с нерезидентом независимо от территориального признака её исполнения.

При вступлении хозяйствующего субъекта во внешнеторговые отношения, необходимо помнить следующие основные правила:

1. При сумме контракта (на дату его заключения) равной 50 тыс. долларов США (в том числе и в эквиваленте) участник ВЭД должен оформить паспорт сделки в уполномоченном банке (в том банке, через который будут осуществляться платежи по данному контракту). Паспорт сделки должен быть оформлен не позднее представления в уполномоченный банк других форм учета и отчетности по валютным операциям.

Порядок и срок оформления паспорта сделки и других форм учета и отчетности по валютным операциям регламентированы Инструкцией Банка России от 04.06.2012 №138-И.

2. Исполнение участником ВЭД внешнеторгового контракта должно сопровождаться представлением в уполномоченный банк форм учета и отчетности, это: справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах.

Справка о валютных операциях позволяет связать определенный платеж с конкретным контрактом и представляется в банк:

- при списании денежных средств со счета - в день списания;

- при зачислении денежных средств - в течение 15 рабочих дней после совершения операции.

- при осуществлении платежей с использованием банковской карты – в течение 15 рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена валютная операция.

Справка о подтверждающих документах необходима для учета исполнения неденежного обязательства по внешнеторговому контракту и представляется в банк не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие ввоз или вывоз товара на территорию (с территории РФ), выполнены работы, оказаны услуги.

В качестве документов, подтверждающих исполнение внешнеторгового контракта, могут быть использованы следующие:

1. таможенная декларация, является подтверждающим документом при пересечении товаром границы ЕВРАЗЭС, в случае вывоза или ввоза товара с территории или на территорию Российской Федерации в пределах экономического союза исполнение сделки может подтвердить товарная накладная, счет-фактура и другие коммерческие и товаросопроводительные документы;

2. в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, подтверждающими документами могут служить акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта.

Не выполнение таких простых требований, как представление в банк справок и документов к ним, может повлечь привлечение лица к административной ответственности, при этом суммы штрафов могут варьироваться от 1 тыс. руб. до 50 тыс. руб. за одну несвоевременно представленную справку.

А не зачисление на свои банковские счета экспортной выручки по экспортным контрактам или невозвращенный аванс по импортному контракту за не поставленный товар могут повлечь штрафные санкции до 100% не зачисленных средств.

Для примера: в 2016 году в Уральском регионе общий размер назначенных штрафов за нарушения валютного законодательства превысил 1 миллиард рублей, при этом 99 % санкций связано с несвоевременным или неполным расчетом участников ВЭД по внешнеторговым контрактам.

Предоставление в таможенный орган статистических форм отчетности

С 1 июня 2011 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2011 г. № 40 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» лица, перемещающие товары из Российской Федерации в государства - члены ЕАЭС и в Российскую Федерацию из государств - членов ЕАЭС обязаны представлять в таможенные органы статистическую форму учета перемещения товаров (далее – статистическая форма). Статистическая форма предоставляется через официальный Интернет-сайт ФТС России (www.customs.ru) в разделе «Представление статистической формы», не позднее 8 рабочего дня месяца, следующего за отчетным месяцем, в котором произведена отгрузка (получение) товаров. В данном разделе размещены подробные инструкции для участников ВЭД о порядке заполнения и отправки статистических форм, список таможенных органов, уполномоченных принимать статформы.

Статистическая форма представляется в электронном виде с использованием электронной подписи (при наличии, используется та же электронная подпись, что и для таможенного декларирования); в случае отсутствия электронной подписи - заполнение на официальном сайте Федеральной таможенной службы в сети Интернет и обязательное представление в таможенный орган копии на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом), заверенной подписью и печатью заявителя (при наличии).

В случае вывоза из Российской Федерации в другие государства – члены Таможенного союза в рамках ЕАЭС товаров, классифицируемых в 27 группе единой ТН ВЭД ЕАЭС, данные товары подлежат таможенному декларированию без взимания таможенных сборов за таможенные операции.

За непредставление или несвоевременное представление статистической формы в таможенный орган, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, участников взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС подлежат привлечению к административной ответственности. Сумма штрафа для физических лиц может составлять от десяти до пятидесяти тысяч рублей, для юридических – от двадцати до ста тысяч рублей.

В случае добровольного исправления участником взаимной торговли недостоверных сведений в статистической форме, до выявления данного нарушения (представление недостоверных сведений) таможенным органом, зарегистрировавшим статформу, лицо, совершившее административное правонарушение освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение.

Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение порядка представления статформ может быть вынесено до истечения одного года с момента совершения административного правонарушения.

За 1 квартал 2017 года таможенными органами Управления было зарегистрировано 12416 статистических форм учета перемещения товаров, возбужденно 60 дел об административном правонарушении по ст. 19.7.13 КоАП России, наложено штрафов на сумму 60 тыс. руб.