Сегодня 24 октября 2017 года
Для слабовидящих

Главное меню

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

customs-tv

11_09_ban

Доклад «Анализ практики обжалования решений таможенных органов УТУ в 2016 г. – 1 квартале 2017 г.»

PDFПечатьE-mail

При таможенных операциях – действиях, совершаемых лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, так или иначе возникают спорные моменты. Для разрешения таких вопросов законодателем предусмотрен институт ведомственного обжалования, порядок реализации которого установлен главой 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Практика рассмотрения таможенными органами Уральского региона жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела за 1 квартал 2017 года: рассмотрено 23 жалобы, из них по существу – 16 (6 жалоб удовлетворены), по 7 в рассмотрении по существу отказано.

В течение 2016 года: рассмотрено 89 жалоб, из них по существу – 34 (6 жалоб удовлетворены), по 55 жалобам в рассмотрении по существу отказано.

Анализируя статистику, можно отметить динамику роста рассмотренных жалоб.

Обзор пересмотренных в порядке ведомственного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов, принятых при совершении таможенных операций

Норма права

Существо нарушения

Правила определения страны происхождения товаров в содружестве независимых государств принятые Соглашением Правительств государств-участников Содружества независимых государств от 20 ноября 2009 года

Непризнание таможенным органом страны ввоза сертификата для целей предоставления товарам режима свободной торговли, поскольку товар не отвечает условиям ввоза в государство-участник Соглашения

Часть 6 статьи 60, статья 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Действие таможенного органа по направлению требования об уплате таможенных платежей таможенному представителю

Пункт 3 часть статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей должно быть подано с приложением документа, подтверждающего факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов

1 и 6 Основные правила интерпретации товаров ТН ВЭД

Определение кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС должно осуществляться с учетом текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, и в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis

Пункт 4 статья 196 Таможенного кодекса Таможенного союза и пункт 2 части 2 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

непредставление сертификата, подтверждающего соблюдение ограничений, привело к продлению срока выпуска товара

Статья 111 и пункт 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза

Срок выпуска товара продлен на время, необходимое для завершения проверки документов и сведений

Пункт 3 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»

Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Необходимо отметить, что механизм ведомственного обжалования призван максимально оперативно разрешить спорную ситуацию, обеспечить правомерность совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля. Вместе с тем, порядок реализации права на подачу жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа достаточно формализован.

При несоблюдении установленных законом требований таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу.

Приведем, наиболее часто встречающиеся случаи:

1) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено (например, по истечении 6 месяцев с момента принятия решения таможенным органом);

2) не соблюдены требования, установленные к форме и содержанию жалобы (например, жалоба подана в виде электронного документа);

3) лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в арбитражный суд и такая жалоба арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение

4) жалоба подана лицом, полномочия которого не подтверждены в установленном порядке (например, в доверенности отсутствует право на обжалование решений в области таможенного дела);

5) предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела (например, акт камеральной таможенной проверки);

6) отсутствует предмет обжалования, то есть факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился (например, факт бездействия по отказу в выпуске товара в установленный срок не подтвердился).

Ошибки, допускаемые участниками ВЭД при подаче жалоб на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу

Норма права, которая была нарушена

Существо нарушения

статья 39, пункт 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

неподтверждение полномочий лица, подавшего жалобу, а именно не представление уставных и учредительных документов, приказов о назначении на должность лица, подписавшего жалобу; отсутствие в доверенности уполномоченных лиц права на обжалование решений, принятых в области таможенного дела

статья 40, статья 41, пункт 1 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено, например, в случаях доведения до лица решения по таможенной стоимости товара путём направления авторизованного сообщения в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов

части 1 и 2 статьи 42, пункт 2 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Не соблюдены требования, предъявляемые к форме и содержанию жалобы, например, жалоба имеет форму электронного документа

статья 36, пункт 9 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

отсутствует предмет обжалования, то есть факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился

Требования, установленные к форме и содержанию жалобы

- обязательна письменная форма;

- должна быть подписана собственноручно (использование аналогов собственноручной подписи не допускается).

- должна содержать:

- наименование таможенного органа или должность, Ф.И.О. его должностного лица (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;

- наименование лица, подающего жалобу, его место нахождения;

- существо обжалуемых решения, действия (бездействия).

Сроки на подачу жалобы - три месяца:

1) со дня, когда стало известно или должно было стать известно о нарушении прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении какой-либо обязанности;

2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного таможенным законодательством.

В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования этот срок по заявлению лица может быть восстановлен таможенным органом.

При подаче жалобы одним из основных моментов является надлежащее подтверждение полномочий лица, подписавшего жалобу.

Организации участвуют в обжаловании через свои органы, действующие в соответствии с гражданским законодательством. Полномочия руководителей организаций подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Представителями организаций могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица. Полномочия представителей определяются в доверенности.

При этом доверенность:

1)подписывается руководителем и скрепляется печатью;

2) должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.

При соблюдении вышеперечисленных требований очевидными являются преимущества рассмотрения жалоб таможенными органами.

Приведем несколько критериев:

Ведомственное обжалование

Критерии сравнения

Судебное оспаривание

Непосредственно в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются или в вышестоящий таможенный орган

Территориальная близость

Территориальность

В арбитражный суд – по месту нахождения таможенного органа

Территориальная удаленность

Не требуются

Подтверждающие документы по предмету жалобы

Прилагаются документы, обосновывающие заявленные требования

Безвозмездность (без уплаты государственной пошлины и каких-либо иных расходов)

Финансовые затраты

Уплата государственной пошлины (возможны иные судебные расходы)

В течение одного месяца (возможно продление на один месяц)

Период времени, требуемый для рассмотрения жалобы

В арбитражном суде в течение 3 месяцев (возможно продление до 6 месяцев).

Высококвалифицированные кадры, специализирующиеся по вопросам таможенного дела

Специализация лиц, рассматривающих жалобу

Высококвалифицированные юристы широкого профиля, рассматривающие дела публично-правового характера

Вступает в силу немедленно

Срок для реализации принятого решения

Вступает в силу по истечении 1-го месяца со дня принятия (если не подана апелляционная жалоба)

Помимо обжалования решений таможенных постов и таможен Уральского региона в вышестоящие таможенные органы, организации и граждане обращаются с исками в арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Предметом административных споров, разрешаемых в судебном порядке, выступают, как правило, разногласия между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами:

- при оценке достаточности и применимости представленных документов для подтверждения заявленных сведений о товарах,

- при установлении признаков товаров для их классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС,

- при определении размера и вида административного наказания в связи с несоблюдением таможенных правил участниками таможенных правоотношений.

В 2016 году – 1 квартале 2017 года в арбитражные суды и суды общей юрисдикции подано 1122 иска к таможенным органам Уральского региона по спорам, возникшим из административных и иных публичных правоотношений.

Наметилась тенденция к снижению количества исков к таможенным органам, подаваемых в суды. По сравнению с 4 кварталом 2016 года количество поданных исков в 1 квартале 2017 года снизилась на 55 процентов.

При этом за указанный период организации и граждане отказались от исковых требований по 369 искам к таможенным органам, в связи с урегулированием спора во внесудебном порядке по результатам ведомственного контроля со стороны вышестоящих таможенных органов либо вследствие признания истцами законности и обоснованности позиции таможенных органов.

Количество дел, по которым истцы отказались от заявленных требований по результатам проведенного вышестоящими таможенными органами ведомственного контроля, превышает количество дел, по которым заявленные требования были удовлетворены судами. В частности, в 1 квартале 2017 года, количество судебных дел, по которым исковые заявления были отозваны в связи с проведением ведомственного контроля таможенными органами, превысило количество удовлетворенных судами исков на 43%.

Это явно и недвусмысленно свидетельствует о высокой заинтересованности таможенных органов в оперативном и объективном разрешении споров, в связи с чем, на наш взгляд, участникам внешнеэкономической деятельности не следует пренебрегать возможностью разрешения споров посредством механизмов ведомственного обжалования.