Сегодня 24 октября 2017 года
Для слабовидящих

Главное меню

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

customs-tv

11_09_ban

Доклад «Анализ административных правонарушений в сфере таможенного дела в регионе деятельности УТУ за период 2016 г. – 1 квартал 2017 г.»

PDFПечатьE-mail

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях таможенных органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях в области таможенного дела, а также дела об административных правонарушениях, не относящиеся к таможенным правонарушениям (в области транспортного контроля, нарушения валютного законодательства, предпринимательской деятельности, правонарушения, посягающие на здоровье, общественную безопасность, общественный порядок).

Таможенные органы вправе составлять протоколы и рассматривать дела об АП, предусмотренные статьей 11.27 КоАП России (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), статьей 11.29 КоАП России (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), частями 1 - 6 статьи 12.21.1 КоАП России (в части осуществления международных автомобильных перевозок, за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 1 статьи 12.21.2 КоАП России (в части осуществления международных автомобильных перевозок опасных грузов без специального разрешения), частями 1 и 3 статьи 16.1 КоАП России, статьями 16.2 - 16.24, 19.7.13 КоАП России.

Также должностные лица таможенных органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям 6.15, 6.16, 6.33, части 1 статьи 7.12, части 4 статьи 8.28.1, статьям 11.14, 11.15, 14.10, 14.50, части 1 статьи 15.6, части 2 статьи 15.7, статьям 15.8, 15.9, по части 2 статьи 16.1, по части 1 статьи 19.4,части 1 статьи 19.5, статьи 19.6, 19.7, по части 1 статьи 19.26, части 2 статьи 20.23 КоАП России.

С 18.04.2016 года Федеральная таможенная служба осуществляет функцию органа валютного контроля (постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 № 300). В связи с этим таможенные органы Российской Федерации наделены полномочиями по рассмотрению дел об АП, возбужденных таможенными органами, органами прокуратуры по частям 1, 4 – 6, 6.1 – 6.5 статьи 15.25 КоАП России по нарушениям, выявленным в отношении валютных операций, связанных с перемещением товаров через государственную границу Российской Федерации и таможенную границу ЕАЭС.

Таможенные органы наделены правом составления протоколов об административном правонарушении и рассмотрения дел об АП по статье 19.7.13 КоАП России, предусматривающей административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров либо представление в статистической форме недостоверных сведений. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 510 «О внесении изменений в статьи 12 и 104 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» положения Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 29 января 2017 года.

Вместе с тем, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены случаи освобождения привлечения к административной ответственности либо снижение административного наказания.

1. Снижение административного наказания в виде административного штрафа.

С 11 января 2015 года в статью 4.1 КоАП России должностных лиц таможенных органов наделены полномочиями назначать наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП России (Федеральный закон от 31.12.2014 №515-ФЗ), при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица.

Применение данной нормы возможно в случае, если минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией статьи, составляет:

- для граждан - не менее десяти тысяч рублей;

- для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей;

- для юридических лиц - не менее ста тысяч рублей.

При снижении административного штрафа его размер не может составлять менее половины минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП России.

Таможенными органами Уральского таможенного управления при решении вопроса о снижении административного штрафа принимается во внимание:

- характер совершенного административного правонарушения (например, незначительное нарушение срока предоставления документов, необходимых для проведения таможенного контроля);

- личность и доказанное тяжелое имущественное положение привлекаемого к административной ответственности лица (например, отсутствие супруга при наличии на иждивении двоих детей, имеющаяся задолженность по кредитным обязательствам);

- устранение последствий правонарушения.

2. Замена административного наказания в виде штрафа предупреждением.

С 4 июля 2016 года в КоАП России внесены изменения, дополнившие главу 4 (назначение административного наказания) статьей 4.1.1, согласно которой лица, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП России, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП России (Федеральный закон от 03.07.2016 №316-ФЗ).

При этом положения КоАП России предусматривают назначение наказания в виде предупреждения только за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП России).

Таким образом, наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, одного лишь статуса субъекта малого либо среднего предпринимательства без учета характера совершенного правонарушения не является основанием применения статьи 4.1.1. КоАП России. В связи с этим, положения статьи 4.1.1 КоАП России должны применяться с учетом соответствующих условий и установленных в ходе административного производства всех обстоятельств дела.

3. Освобождение лица от административного наказания за совершенное административное правонарушение.

С 5 апреля 2016 года часть 1 статьи 24.5 КоАП России дополнена пунктом 9, согласно которому производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии обстоятельств, при которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности (Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ).

Возможность применения указанной нормы предусмотрена двумя статьями КоАП России - ст.16.2, ст.19.7.13, по которым должностные лица таможенных органов, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Статья 16.2 КоАП России: примечанием к статье 16.2 КоАП России предусмотрено, что в случае добровольного сообщения декларантом или таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное ч.1 ст.16.2 КоАП России, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

При этом следует отметить, что данный пункт не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 УК РФ.

Кроме того, в случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений или дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное ч. 2 ст. 16.2 КоАП России, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности вышеуказанные условия.

Статья 19.7.13 КоАП России: согласно примечанию к ст.19.7.13 КоАП России, в случае добровольного представления лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, заявления об аннулировании этой статистической формы учета перемещения товаров с одновременным представлением новой статистической формы учета перемещения товаров, содержащей достоверные сведения, лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления заявления об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров и регистрации новой статистической формы учета перемещения товаров, таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с КоАП России, предметом по которому являются сведения о товарах, указанные в заявлении об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров.

Таким образом, при установлении вышеуказанных обстоятельств, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Кроме того, одним из способов защиты в обеспечении прав, свобод и законных интересов граждан и участников внешнеэкономической деятельности в сфере таможенных отношений является обжалование постановлений таможенных органов по делам об административных правонарушениях.

На стадии обжалования постановление может быть пересмотрено. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, закреплено главой 30 КоАП России и принадлежит лицам, участвующим в производстве по делу. К ним относятся: лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевший, законные представители физического и юридического лица, а также защитник и представитель.

В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП России при рассмотрении жалобы на постановление по делу об АП проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Постановление по делу об АП, вынесенное должностным лицом таможенного органа, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд, гражданами - в районный суд по месту рассмотрения дела. В результате рассмотрения жалобы на постановление по делу о нарушении таможенных правил может быть вынесено одно из предусмотренных статьей 30.7 КоАП РФ решений.

Важной гарантией обеспечения прав граждан и участников внешнеэкономической деятельности в сфере таможенных правоотношений является возможность неоднократного пересмотра решений, вынесенных по жалобам на постановление по делам об административных правонарушениях. Так, постановление по делу о нарушении таможенных правил, вынесенное должностным лицом, или решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Информируем участников производства о возможности обжаловать постановления таможенных органов Уральского таможенного управления как в судебные инстанции, так и в Уральскую оперативную таможню.

Жалоба подается в произвольной письменной форме. В жалобе указываются следующие сведения:

- кем подается жалоба (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица, его место жительства или нахождения);

- реквизиты обжалуемого постановления (наименование таможенного органа, должностным лицом которого оно вынесено, номер дела об административном правонарушении, дата вынесения, лицо, в отношении которого вынесено);

- причины несогласия с вынесенным постановлением, а также оригиналы либо надлежащим образом заверенные копии документов, которыми могут быть подтверждены изложенные в жалобе обстоятельства;

- требования лица, обращающегося с жалобой (об изменении постановления; об отмене постановления и о прекращении производства по делу; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение, об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности);

- почтовый адрес, номер телефона, факса (если имеются), по которому лицо, обратившееся с жалобой, может быть извещено о дате, месте и времени рассмотрения жалобы;

- имеющиеся у лица ходатайства;

- перечень прилагаемых к жалобе документов;

- иные сведения, которые лицо считает необходимыми для рассмотрения жалобы.

Жалоба подписывается подавшим ее лицом. В жалобе, поданной юридическим лицом, указывается должностное положение лица, которым она подписана. От имени юридического лица жалоба может быть подписана генеральным директором (директором) либо иным лицом, имеющим полномочия на подписание жалобы от имени юридического лица.

Жалоба на постановление по делу может быть подана в течение десяти суток со дня вручения либо получения копии постановления. В случае получения копии постановления по почте конверт, подтверждающий дату получения копии постановления, прилагается к жалобе.

Пропущенный по уважительной причине срок для подачи жалобы может быть восстановлен по письменному ходатайству лица, подавшего жалобу, на основании приложенных к жалобе документов, которые подтверждают обстоятельства пропуска срока обжалования. Указанное ходатайство может содержаться как в тексте жалобы, так и быть подано в виде самостоятельного документа.

В 2016 году таможнями Уральского таможенного управления возбуждено 2742 дела об административном правонарушении, что на 10% меньше показателя 2015 года (в 2015 году возбуждено 3060 дел об АП), в том числе:

- в отношении юридических лиц возбуждено 1088 дел об АП;

- в отношении физических лиц возбуждено 1497 дел об АП;

- в отношении должностных лиц организаций возбуждено 157 дел об АП.

Структуру выявленных таможенными органами Уральского таможенного управления в 2016 году административных правонарушений составили:

правонарушения, ответственность за которые предусмотрена главой 16 КоАП России «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» – 2361 дело об АП или 86,1% от общего числа возбужденных дел об АП;

правонарушения, ответственность за которые предусмотрена главой 15 КоАП России – 343 дела об АП или 12,5% от общего числа возбужденных дел об АП;

иные правонарушения (ст. 14.10 КоАП России «Незаконное использование средств индивидуализации товаров», ст. 19.7 КоАП России «Непредставление сведений (информации)», ст. 20.25 КоАП России «Уклонение от исполнения административного наказания») – 38 дел об АП или 1,4% от общего числа возбужденных дел об АП.

Основные составы нарушений таможенных правил, выявленных в 2016 году:

1) по фактам несоблюдения запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации (статья 16.3 КоАП России) возбуждено 877 дел об АП (37,2% от числа дел об АП, возбужденных в соответствии с главой 16 КоАП России),

2) по фактам недекларирования и (или) недостоверного декларирования товаров (статья 16.2 КоАП России) возбуждено 725 дел об АП (30,7% от числа дел об АП, возбужденных в соответствии с главой 16 КоАП России),

3) по фактам непредставления в таможенный орган отчетности (статья 16.15 КоАП России) возбуждено 199 дел об АП (8,4% от числа дел об АП, возбужденных в соответствии с главой 16 КоАП России),

4) по фактам невывоза транспортных средств физическими лицами в установленный срок временного ввоза (статья 16.18 КоАП России), а также передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза (часть 2 статьи 16.24 КоАП России) возбуждено 121 дело об АП (5,1% от числа дел об АП, возбужденных в соответствии с главой 16 КоАП России),

5) по фактам несоблюдения порядка таможенного транзита (статья 16.10 КоАП России) возбуждено 68 дел об АП (2,9% от числа дел об АП, возбужденных в соответствии с главой 16 КоАП России),

6) по фактам нарушения порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций (статья 16.14 КоАП России) возбуждено 56 дел об АП (2,4% от числа дел об АП, возбужденных в соответствии с главой 16 КоАП России),

По результатам рассмотрения дел об АП судами и таможенными органами Уральского таможенного управления назначены наказания в виде административных штрафов на общую сумму 1303,9 млн рублей и конфискации предметов административных правонарушений стоимостью 7,5 млн рублей. В федеральный бюджет взыскано 25,4 млн рублей штрафов, находящихся на исполнении таможенных органов УТУ, конфискованные товары обращены по решениям судов в федеральную собственность.

За 1 квартал 2017 года таможнями Уральского таможенного управления возбуждено 999 дел об административном правонарушении, что на 64% больше аналогичного показателя прошлого года (в 1 квартале 2016 года возбуждено 608 дел об АП), в том числе:

- в отношении юридических лиц возбуждено 486 дел об АП, что в 2,4 раза превышает аналогичный показатель за 1 квартал 2016 года;

- в отношении физических лиц возбуждено 415 дел об АП, что на 7% превышает аналогичный показатель за 1 квартал 2016 года;

- в отношении должностных лиц организаций возбуждено 98 дел об АП, что в 5,4 раза превышает аналогичный показатель за 1 квартал 2016 года.

Структуру выявленных таможенными органами Уральского таможенного управления в 1 квартале 2017 года административных правонарушений составили:

правонарушения, ответственность за которые предусмотрена главой 16 КоАП России «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» – 714 дел об АП или 71,5% от общего числа возбужденных дел об АП;

правонарушения, ответственность за которые предусмотрена главой 15 КоАП России – 210 дел об АП или 21,0% от общего числа возбужденных дел об АП;

правонарушения, ответственность за которые предусмотрена главой 11 КоАП России «Административные правонарушения на транспорте» – 62 дела об АП или 6,2% от общего числа возбужденных дел об АП;

иные правонарушения (ст. 14.10 КоАП России «Незаконное использование средств индивидуализации товаров», ст. 19.7 КоАП России «Непредставление сведений (информации)», ст. 20.25 КоАП России «Уклонение от исполнения административного наказания») – 13 дел об АП или 1,3% от общего числа возбужденных дел об АП.

Основные составы нарушений таможенных правил, выявленных в 1 квартале 2017 года:

1) по фактам несоблюдения запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации (статья 16.3 КоАП России) возбуждено 236 дел об АП (33% от числа дел об АП, возбужденных в соответствии с главой 16 КоАП России), что соответствует показателю 1 квартала 2016 года.

2) по фактам недекларирования и (или) недостоверного декларирования товаров (статья 16.2 КоАП России) возбуждено 213 дел об АП (30% от числа дел об АП, возбужденных в соответствии с главой 16 КоАП России), что на 12% превышает аналогичный показатель 2016 года;

3) по фактам непредставления в таможенный орган отчетности (статья 16.15 КоАП России) возбуждено 100 дел об АП (14% от числа дел об АП, возбужденных в соответствии с главой 16 КоАП России), что 2,5 раза превышает аналогичный показатель 2016 года;

4) по фактам несоблюдения порядка таможенного транзита (статья 16.10 КоАП России) возбуждено 37 дел об АП (5% от числа дел об АП, возбужденных в соответствии с главой 16 КоАП России), что в 3 раза превышает аналогичный показатель 2016 года;

5) по фактам недоставки, выдачи без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них (статья 16.9 КоАП России) возбуждено 26 дел об АП (4% от числа дел об АП, возбужденных в соответствии с главой 16 КоАП России), что в 2,4 раза превышает аналогичный показатель 2016 года;

6) по фактам недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (статья 16.4 КоАП России) возбуждено 19 дел об АП (3% от числа дел об АП, возбужденных в соответствии с главой 16 КоАП России), что в 2 раза превышает аналогичный показатель 2016 года.

По результатам рассмотрения дел об АП судами и таможенными органами Уральского таможенного управления назначены наказания в виде административных штрафов на общую сумму 18,7 млн рублей и конфискации предметов административных правонарушений стоимостью 3,1 млн рублей. В федеральный бюджет взыскано 7,5 млн рублей штрафов, находящихся на исполнении таможенных органов УТУ, конфискованные товары обращены по решениям судов в федеральную собственность.