Сегодня 18 июня 2018 года
Для слабовидящих

«Предоставление государственной услуги по выдаче предварительных решений по классификации товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в Уральском таможенном управлении».

PDFПечатьE-mail

Уральское таможенное управление напоминает, что предоставление таможенными органами Российской Федерации для участников внешнеэкономической деятельности государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по Единой товарной номенклатуре Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД ЕАЭС) установлено Таможенным кодексом Таможенного союза (ст. 52, ч. 5) и Федеральным законом РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ст. 108, ч. 1).

Что же такое «предварительное решение по классификации товара»? Это официальный документ, выдаваемый таможенным органом по установленной форме, в котором содержатся наименование товара, описание его характеристик и десятизначный код по ТН ВЭД ЕАЭС.

Статус данного решения как «предварительного» означает, что заинтересованный в нём участник ВЭД может получить данный документ заранее, т.е. до фактического таможенного декларирования товара, и даже ещё до заключения контракта на поставку товара на территорию Таможенного союза или вывоза с территории Таможенного союза. Получив такое предварительное решение, участник ВЭД может заблаговременно произвести расчёт всех затрат, связанных с перемещением товара, в том числе и сумм подлежащих уплате таможенных платежей, оценить необходимость и возможность получения в отношении перемещаемого товара разрешительных документов.

Соответственно, при декларировании товара с учётом наличия предварительного решения по его классификации по ТН ВЭД ЕАЭС сокращаются сроки проверки правильности классификации в отношении данного товара, поскольку к этому времени все документы, необходимые для определения кода товара, уже собраны, и остаётся только идентифицировать фактически перемещаемый товар на соответствие характеристикам, указанным в предварительном решении.

К тому же, предварительное решение действует в течение 3-х лет, т.е. в течение данного срока участник ВЭД может предъявлять при таможенном декларировании данное предварительное решение многократно.

Документом, в котором подробно описан порядок действий участника ВЭД, заинтересованного в получении предварительного решения по классификации товара, а также должностных лиц таможенных органов при принятии данного решения, является «Административный регламент ФТС России и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС» (далее Административный регламент), утверждённый приказом ФТС России от 18.04.2012 № 760.

Фактически, для того, чтобы получить предварительное решение по классификации товара, необходимо направить в Уральское таможенное управление заявление по установленной форме в письменном виде или в виде электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (www.gosuslugi.ru).

Согласно требованиям Административного регламента к заявлению должны быть приложены документы, содержащие сведения о характеристиках товаров, необходимые для их классификации. Например, для товаров химической промышленности – сведения о химическом составе, для товаров машиностроения – перечни комплектующих, чертежи, описание принципа работы.

В дополнение к таким документам могут быть представлены видеоматериалы, отображающие конструкцию, состав и принцип работы технологических линий, машин и оборудования, а также образцы товара и упаковки, фотографии и т.д.

При этом, Административным регламентом чётко установлены нормативы сроков осуществления действий таможенного органа на каждой стадии принятия предварительного решения по классификации товара. Это максимальные сроки, при соблюдении которых государственная услуга считается предоставленной.

Так, согласно Административному регламенту государственная услуга предоставляется в течение 90 дней, однако при наличии в заявлении участника ВЭД всех необходимых для принятия классификационного решения сведений, надлежащим образом подтверждённых представленными документами, предварительное решение может быть принято в более короткие сроки.

Если же заявитель подал заявление по установленной форме, приложенные документы надлежащим образом заверены, но сведений для принятия решения недостаточно, таможенный орган в течение 30 дней должен направить заявителю запрос о предоставлении дополнительной информации.

Например, нужно принять классификационное решение на крепёжные болты. В заявлении описана форма и размеры болтов, представлены чертежи и фотографии, но нет информации о материале изготовления, указано только, что они металлические. Но, металлические болты бывают стальные, алюминиевые, бронзовые и т.д.. Причём, стальные также подразделяются по видам стали (на углеродистую и легированную коррозионностойкую сталь). В зависимости от материала изменяется классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС данных болтов. Соответственно, чтобы принять правильное решение, таможенный орган обязан запросить дополнительную информацию о материале изготовления болтов.

На предоставление дополнительной информации отводится 60 дней. На это время срок, отведённый на предоставление государственной услуги по принятию предварительного решения, приостанавливается. Такой срок обусловлен как скоростью работы почты, так и временем, необходимым заявителю для сбора дополнительной информации. Если, например, на металлические болты уточнить информацию можно в течение суток, то собрать исчерпывающую информацию на многофункциональный станок или технологическую линию не так-то просто.

На практике предоставление дополнительной информации занимает от двух недель до месяца, однако имеют место и такие случаи, когда дополнительная информация поступает в таможенный орган и на 59-й, и на 60-й, и на 61-й день. При этом, поступившая на 61-й день информация уже считается просроченной, и в этом случае заявление таможенным органом далее не рассматривается (отклоняется). Соответственно, поступление дополнительной информации на 60-й день влечет увеличение максимального срока принятия предварительного решения, который, в таком случае, с 90 дней увеличивается до 150 дней.

Поэтому, для снижения срока принятия предварительного решения по классификации товаров, очень важно скрупулёзно выполнить действия, предшествующие подаче заявления - правильно составить заявление, доступно описать идентификационные свойства и характеристики товара, подобрать нужные документы.

Федеральной таможенной службой полномочия по предоставлению данной государственной услуги по группам товаров 01-26, 28- 97 переданы Уральскому таможенному управлению с 20 декабря 2012 года. Аналогичные полномочия по перечисленным товарным группам ТН ВЭД ЕАЭС были делегированы также в другие региональные управления.

ФТС России правом принятия предварительных решений по классификации товаров в настоящее время не наделено.

При этом, предварительные решения по классификации товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС принимаются только Дальневосточным таможенным управлением и Центральной энергетической таможней.

Основные причины отказа в приеме заявлений связаны:

- с подачей заявления неуполномоченным лицом, например, декларантом или начальником отдела декларирования, при отсутствии доверенности от руководителя организации, от имени которой подается заявление;

Для справки: Заявление о принятии предварительного решения и документы к нему могут быть подписаны уполномоченным лицом организации при наличии документа, подтверждающего совершение действий от имени руководителя организации.

- с некачественной подготовкой заявления, а именно:

-- в заявлении отсутствует подпись руководителя (заместителя организации), а стоит факсимиле подписи, или отсутствует печать организации;

-- документы, представленные с заявлением не пронумерованы, на них нет подписи руководителя (например, стоит подпись делопроизводителя), нет печати организации;

-- в заявлении отсутствует индивидуальный идентификационный номер (ИНН) налогоплательщика.

Такие обращения не подлежат регистрации, а участникам ВЭД направляются письма с указанием причин отказа в регистрации. Как правило, при повторном обращении, недостатки устраняются, однако при этом срок получения предварительного решения участником ВЭД увеличивается.

Аналогичные нарушения выявляются при предоставлении дополнительных сведений по запросу таможенного органа. В таком случае данные нарушения могут являться причиной для отклонения заявления.

На сегодняшний день большая доля обращений участников ВЭД с заявлениями на выдачу предварительных решений по классификации товаров требует запроса дополнительной информации о товаре. В то же время во многих обращениях не указаны реквизиты исполнителя (Ф.И.О., должность), номер его рабочего (или мобильного) телефона, факса, адрес электронной почты. Наличие таких сведений позволяет таможенному органу оперативно связаться с исполнителем, направить запрос о представлении дополнительных сведений.

Кроме того, в Уральское таможенное управление поступают обращения о принятии решений по классификации товаров в несобранном виде, ввозимых несколькими товарными партиями в определённый период времени, порядок декларирования которых установлен статьей 215 Федерального закона РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Обращаем внимание, что на сегодняшний день компетенцией принятия решений по классификации товаров в несобранном виде, ввозимых несколькими товарными партиями, обладает исключительно Управление товарной номенклатуры ФТС России. Передача полномочий по принятию классификационных решений при поставке оборудования в виде отдельных компонентов от ФТС России на уровень региональных таможенных управлений в ближайшее время не планируется.

Однако ФТС России планирует в 2015 году наделить такими полномочиями Екатеринбургскую, Челябинскую, Магнитогорскую и Тюменскую таможни.

Касательно предоставления консультаций по классификации товаров разъясняем следующее.

Государственная услуга по информированию об актах таможенного законодательства и консультированию по вопросам таможенного дела оказывается на основании Административного регламента, утверждённого приказом ФТС России от 09.06.2012 № 1128. Согласно пункту 30 указанного регламента предоставление государственной услуги по консультированию по вопросам классификации товаров не предоставляется, поскольку эти вопросы (согласно положений статьи 108 таможенного кодекса Таможенного союза) регулируются Административным регламентом по принятию предварительных решений по классификации товаров.

С учетом вышеизложенного, следует отметить, что принятие предварительных решений по классификации товаров является современным механизмом, направленным на создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.

Для участников внешнеэкономической деятельности получение предварительного решения по классификации товаров обеспечивает:

- возможность получения информации о коде товара по ТН ВЭД ЕАЭС заблаговременно до его перемещения;

- применение предварительного решения при декларировании товаров на протяжении трёх лет;

- обязательность применения классификационного решения всеми таможенными органами;

- упрощение и ускорение процедур таможенного декларирования и таможенного контроля.