Сегодня 12 декабря 2017 года
Для слабовидящих

Обзор 27.02.2014

PDFПечатьE-mail

Эксперт-Урал №9 (590) 27 февраля 2014

Секрет конкурентоспособности
Перечнева Ирина

Потенциал для повышения доходов от экспорта в регионе есть. Дело за настройкой инструментов поддержки со стороны власти, а главное — подъемом производительности и качества труда со стороны бизнеса.

Уральское таможенное управление (УТУ; входят Уральская оперативная, Екатеринбургская, Челябинская, Кольцовская, Магнитогорская, Ханты-Мансийская, Тюменская и Ямало-Ненецкая таможни) подвело итоги внешнеторговой деятельности за 2013 год. Товарооборот через УТУ в сравнении с 2012 годом уменьшился на 14,5%, грузо­оборот — на 18,5%, экспорт в стоимостном выражении — на 18,8%, в физических объемах — на 16,6%. Для экономики региона, ориентированной на сырьевой экспорт, это плохой сигнал. Понятно, что основной вклад в эту статистику вносят металлурги: на их долю в зоне деятельности УТУ приходится 54% экспорта (без учета данных энергетической таможни). Неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке металла, снижение цен из-за сокращения закупок со стороны Китая и ЕС больно ударили по экспортным доходам доминирующей на Урале отрасли. Но спады на сырьевых рынках — явление перманентное: традиционный рейтинг экспортеров «Э-У» отражает тенденцию снижения финансовых показателей ВЭД компаний по этой причине с 2010 года. Может ли расти экономика региона за счет экспорта продукции более высокого передела, не зависящей от сырьевой конъюнктуры?

Первую дискуссию на эту тему с предпринимателями и властями Урала и Западной Сибири журналу и аналитическому центру «Эксперт-Урал» удалось организовать в Челябинской области. Южный Урал в полной мере испытал на себе давление внешнеэкономических факторов. По данным Мин­экономразвития, в 2013 году экспорт товаров с территории сократился с 4,6 до 3,8 млрд долларов в сравнении с 2012 годом, в основном за счет снижения поставок продукции ведущими предприятиями черной металлургии, прежде всего ММК. При этом за последние годы в области вырос сильный средний бизнес, способный составить класс новых игроков на экспортном поле. Что мешает?

Делать лучшее

Ставя этот вопрос перед аудиторией, мы готовы были услышать привычные претензии в адрес государства: коррупция, административные барьеры, плохая логистика и так далее.

— Если есть что предложить рынку, то все барьеры, которые стоят на этом пути, превращаются в задачи, которые просто необходимо решать, — считает председатель совета директоров промышленной группы НЕКК Алексей Оттен.

Его компания — единственный в России и СНГ производитель высокочистого медного купороса. Задача перед менеджментом несколько лет назад стояла вполне предметная — выйти на уже сложившийся европейский рынок. «Для этого мы создали собственное представительство в Лондоне, провели все процедуры сертификации продукции по европейским и американским стандартам, вошли в несколько авторитетных консорциумов, и в итоге постепенно заняли порядка 25% европейского рынка, — рассказывает Алексей Оттен. — Нам никто не мешал, но и не помогал. Обычная конкурентная борьба, в которой я не вижу роли государства».

Такая же определенная цель стояла и перед компанией «Русский кварц», когда она начала собирать информацию о возможности выхода на внешние рынки: внутренних потребителей у нее единицы. Сейчас генеральный директор компании Леонид Кузьмин готов делиться опытом:

— Наша продукция — высококачественные кварцевые концентраты, один из базовых материалов при изготовлении монокристаллического кремния. Это основа всей мировой микроэлектроники и «солнечной» энергетики. В стране полного цикла производства отечественной микроэлектроники не осталось, поэтому, когда мы начинали проект, никакого другого способа развития, кроме выхода на внешние рынки, у нас не было. Проблему финансовых ресурсов для достижения необходимого качества продукции мы решили достаточно быстро с помощью Роснано, вошедшего в проект в 2011 году. А вот на внешних рынках столкнулись с определенными сложностями, прежде всего с их закрытостью. И очень быстро поняли, что, во-первых, пока мы не выстроим сотрудничество с заинтересованными партнерами, у нас ничего не получится: на тестирование продукции, доказательства качества, сертификацию и так далее уйдет слишком много времени. Выход был один — коопе­рация с глобальным игроком. После ряда переговоров мы остановились на японской компании Sumitomo. Сейчас я могу сказать уверенно: мы не ошиблись в стратегии, потому что сразу получили огромную поддержку. На мой взгляд, это единственно возможный способ небольшим региональным компаниям выходить на мировой рынок с минимальными затратами и без какой-либо протекции со стороны государства.

Брать лучшее

По мнению министра экономического развития Челябинской области Елены Мурзиной, эти примеры свидетельствуют о том, что потенциал для роста доходов от экспорта в регионе есть. Компании, которые сегодня приводят аргументы в пользу самостоятельного выхода на внешние рынки, уже состоялись, но в регионе много малых предприятий с перспективными идеями. Чтобы таких игроков было больше, и требуется поддержка региональной власти. На первом этапе это по большей части информация и контакты. Например, выход на зарубежные рынки через торговые
представительства России в разных странах. В прошлом году российские власти начали активно раскручивать этот ресурс, и как утверждает Елена Мурзина, определенные результаты уже есть. Челябинская область подписала соглашение с Минэкономразвития РФ о взаимодействии в экономической сфере, делегации предпринимателей съездили в Швецию и Корею, где могли общаться с менеджерами крупнейших корпораций. Кроме того, министерство утвердило семь проектов, которым будет оказывать помощь в продвижении продукции на зарубежных рынках через торговые представительства России, еще шесть — в стадии согласования.

— Это не такие промышленные гиганты, как ММК, у многих нет возможности самостоятельно открыть нужные двери. Мы провели большую информационную работу, чтобы показать предприятиям региона, что такой формат помощи есть, — говорит Елена Мурзина. — Можно также пользоваться каналами Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом. Кроме того, у Челябинской области заключено соглашение с агентством по международному гуманитарному сотрудничеству «Россотрудничество», которое имеет 80 представительств во всем мире. Как показывает практика, контакты в сфере туризма и культуры, чем занимается эта структура, быстро переходят в разряд экономических. Именно так, например, златоустовское предприятие «Метапласт» нашло партнеров в Сербии. Еще одно направление — размещение информации о товарах в российском виртуальном каталоге. Специально для малого бизнеса мы в прошлом году открыли ЕвроИнфоКорреспондентский центр, где размещено 42 наших профиля. И результаты уже есть, за год отработано 50 запросов от зарубежных компаний, услугами центра воспользовались 173 малых предприятия.

Руководитель проекта компании «Папилон» Дмитрий Морозов подтверждает, что лоббистская помощь бизнесу за рубежом широко распространена:

— Наша компания входит в четверку международных фирм, которые развертывают дактилоскопические системы национального масштаба, и мы видим, как правительства поддерживают «свои» фирмы. Приезд премьер-министра Франции для лоббирования участия компании Safran SA, например, в тендере — обычное явление. Подписанные нами соглашения с МЭР и ВЭБ, а мы как раз вошли в число первых семи компаний из Челябинской области, действительно помогает сделать нашу продукцию более конкурентоспособной на международном рынке.

Вице-президент Южно-Уральской торго­во-­промышленной палаты (ЮУТПП) Игорь Аристов между тем считает, что только информационной и моральной поддержки недостаточно. По его мнению, чтобы наши компании начали успешно конкурировать, государство должно вести жесткую протекционистскую политику. Именно так делает Китай. Игорь Аристов приводит пример Челябинского тракторного завода (ЧТЗ): «Завод потерял 35% рынка, потому что был вытеснен китайскими конкурентами, которые открыто пренебрегают международным патентным правом, копируют новейшие разработки и выводят их на мировой рынок по демпинговым ценам, используя государственную поддержку». При этом экспортная политика Китая запрещает импортировать значительные партии продукции высокой степени передела, и каждый резидент несет ответственность, если он нарушает эти правила.

Игорь Аристов предлагает использовать лучшее из китайской модели государст­венно-частного партнерства. Например, укрепить институт экспертизы происхождения товара. Этот инструмент активно применяет Казахстан:

— Наши партнеры по Таможенному союзу усилили этот механизм, перенеся в сферу импортозамещения. Казахстан создал три площадки сборки тракторов ЧТЗ из комплектующих, на эти машины в обязательном порядке оформляется сертификат происхождения СТ-KZ. И продать трактор ЧТЗ в Казахстан сейчас так же невозможно, как и в Китай: ссылаются на ст. 26 закона Республики Казахстан № 303 «О государственных закупках», приказ министра индустрии № 59 «Об утверждении правил определения страны происхождения товара». Подобный инструмент необходим и России. Для этого мы предлагаем внести в ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу 1 января 2014 года, положения, касающиеся заключения контракта. Там следует четко прописать: при равенстве цен, выгодности условий предпочтение отдавать продукции, произведенной в России и имеющей сертификат происхождения. Без этого инструмента государственная программа импортозамещения не может быть реализована.

Председатель совета Челябинского областного регионального отделения «Деловой России» Константин Захаров предлагает обратить внимание на опыт Японии. Там законы устанавливает не власть, а бизнес, который научился договариваться между собой.

В этой модели доминирует не страх, а добрая воля предпринимателей, объединенных в профессиональные союзы. Эти союзы защищают местный бизнес, создавая ему приоритетные условия. Если японская компания сочтет аналогичный импортный товар лучше своего, то по местному законодательству импортозамещение состоится только в том случае, если доля японской компании будет значительно больше в образовавшемся союзе. В итоге иностранным компаниям чрезвычайно сложно зайти на японский рынок.

— Почему наши крупные компании отдают предпочтение западным поставщикам при наличии аналогичных российских парт­неров? Почему мы, крупные общественные организации, не можем договориться между собой и попытаться решить эту проблему? Совершенно очевидно, что пока бизнес сам не начнет действовать, государство бессильно, — подчеркивает Константин Захаров.

Работать лучше

И та, и другая модель имеют право на развитие при одном условии — российские компании должны научиться делать продукцию лучше и дешевле. Генеральный директор компании «Энвиро-Хеми ГмБХ» (поставляет на российский рынок очистные сооружения) Марина Чеботаева на практике видит, что имидж той же китайской продукции начинает падать, и этим моментом нужно уметь пользоваться.

— На открытии одного объекта наш клиент сказал: я горжусь тем, что у нас нет ни одной китайской детали, ни одного метра китайской трубы. О чем это говорит? Если российские фирмы будут производить высококачественную продукцию с приемлемой ценой, они будут конкурентоспособны.
По мнению проректора по развитию Русско-Британского института управления Максима Усынина, у глобальных игроков нужно перенимать не столько опыт протекционизма, сколько модель повышения производительности труда. Но эта задача уже не власти, это поле деятельности профессиональных объединений предпринимателей.

Интернет-сайт www.tks.ru 27.02.2014

Порядок получения паспорта транспортного средства на автомобиль в соответствии с экологическим классом «Евро-5»

Ханты-Мансийская таможня напоминает, что с 1 января 2014 года все транспортные средства, приобретенные за рубежом и ввозимые в Российскую Федерацию (в том числе из стран-членов Таможенного союза: Республики Казахстан и Республики Беларусь), должны соответствовать техническим нормативам выбросов экологического класса « Евро-5»

Требования к экологическому стандарту «Евро-5», который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей, определены Постановлением Правительства от 12 октября 2005 года № 609 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания введены в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ. Их введение осуществлялось поэтапно:

а) экологического класса 2 - с даты вступления регламента;

б) экологического класса 3 - с 1 января 2008;

в) экологического класса 4 - с 1 января 2010;

г) экологического класса 5 - с 1 января 2014.

На транспортные средства, относящиеся к более низкому экологическому классу, получить ПТС в таможенном органе невозможно и, соответственно, поставить их на учет в ГИБДД.

Соответствие экологического класса транспортного средства проверяется на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия или «Одобрениях типа транспортного средства» или «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям», которые размещены на Web-сервере ФТС России в разделе «Информация для участников ВЭД» или на официальном сайте Ростехрегулирования в разделе «Технические регламенты».

В регионе деятельности Ханты-Мансийской таможни компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Россию товаров, на которые в соответствии с установленным порядком выдаются паспорта транспортных средств обладают 4 таможенных поста – Нижневартовский, Сургутский, Югорский и Ханты-Мансийский. Всего в 2013 году Ханты-Мансийской таможней в отношении ввезённых транспортных средств (микроавтобусы, легковые автомобили) физическими лицами для личного пользования выдано 333 ПТС. С юридическими лицами работают Нефтеюганский и Когалымский таможенные посты.

Получить информацию о соответствии транспортного средства экологическому классу можно на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии www.fsa.ru и Федеральной таможенной службы www.customs.ru. Для этого необходимы следующие сведения: идентификационный номер, марка и год выпуска автомобиля.

Кроме того, на указанных сайтах также размещены адреса органов по сертификации, куда следует обратиться для подтверждения соответствия требованиям технического регламента, в случаях, если владельцу транспортного средства не удалось определить экологический класс своего транспортного средства.

Интернет-сайт www.ugrainform.ru 27.02.2014

Подростки из Нижневартовска посетили Ханты-Мансийскую таможню

Воспитанники подростковых клубов по месту жительства города Нижневартовска посетили Ханты-Мансийскую таможню.

Экскурсоводы рассказали и показали ребятам арсенал оружия и средств защиты сотрудников таможни. Также продемонстрировали порядок сборки-разборки автомата и пистолета.

Чемпион мира по панкратиону Маннур Шихов показал приёмы рукопашного боя, рассказал про свои призы и награды, полученные на международных чемпионатах, сообщает пресс-секретарь Ханты-Мансийской таможни.

ИА «УралбизнесКонсалтинг», 28.03.2014

Предприниматели и юридические лица Свердловской области заплатят более 350 тыс. руб. за недостоверное декларирование товаров

В 2013 году должностными лицами Серовского таможенного поста Екатеринбургской таможни было возбуждено 25 дел об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Об этом сообщает пресс-служба Уральского таможенного управления.

При этом большая часть — 20 административных дел — возбуждено за недекларирование товаров по установленной форме; 4 дела — по факту заявления декларантом недостоверных сведений и 1 дело — за нарушение таможенного транзита.

По результатам рассмотрения административных дел, связанных с недостоверным декларированием товаров, назначены наказания в виде административных штрафов на общую сумму 353 157,37 руб.

Кроме того, должностными лицами Серовского таможенного поста неоднократно выявлялись признаки состава преступления в деятельности недобросовестных лесоэкспортеров при оформлении ими необработанных лесоматериалов хвойных пород на экспорт.

Совместно с оперативно-розыскным отделом Екатеринбургской таможни по итогам проверок возбуждено 3 уголовных дела по части 1 статьи 226.1 УК РФ «Контрабанда стратегически важных товаров». Еще одно уголовное дело возбуждено по статье 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица», общая стоимость предметов преступлений составила 6,8 млн руб.

ИА «ДжастМедиа», 26.03.2013

На заполярном Урале в 2018 году откроется новый таможенный пост

Кордон для перевозчиков будет работать в ямальском поселке Сабетта.

К 2018 году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа будет достроен новый таможенный пост. Он будет работать в заполярном поселке Сабетта. Об этом журналистам заявил представитель Уральского таможенного управления Владимир Сорокин, сообщает comandir.com.

Масштабный проект предполагает серьезные перспективы развития для транспортной инфраструктуры не только Уральского федерального округа, но и всей страны, а также для международных грузоперевозок. Новый таможенный пост в Заполярье соединит с Ямало-Ненецким автономным округом главные российские города, в том числе и Екатеринбург, где в настоящее время работает порядка семисот транспортных компаний, в том числе и Деловые Линии. Отметим, в настоящее время Екатеринбург является одним из главных транзитных узлов в северном направлении.

Планируется, что главными объектами в Сабетте станут морской порт и аэропорт, строительство которого в настоящее время идет полным ходом. Эти объекты будут использоваться для грузоперевозок.

Новый таможенный узел за полярным кругом даст толчок для развития нефтедобывающей и газодобывающей промышленности в Ямало-Ненецком автономном округе, а также в соседнем Ханты-Мансийском автономном округе, уверены эксперты. Кроме того, новый морской порт будет способствовать дальнейшему становлению ледокольного флота России и навигации.

Помимо масштабных работ на территории порта продолжается строительство и аэропорта. К настоящему времени закончена установка бетонных плит взлетно-посадочных полос. Первые рейсы из ямальской Сабетты отправятся уже в начале следующего года. Авиаперелеты планируется осуществлять не только в города России, но и во Францию, Корею, Японию и Китай. В комплексе функционирование такого транспортного узла положительно скажется на казне всей страны.

Ежегодно через таможенный пост в Сабетте планируется перевозить порядка пятидесяти миллионов тонн различных грузов. По словам Владимира Сорокина, на пункте вахтовым методом будет работать четырнадцать человек.

Кроме того, недалеко от посекла Сабетта развернуто строительство завода по производству сжиженного газа. Проектная мощность промышленного объекта достигает семнадцати миллионов тонн в год. После открытия производственной площадки, которое запланировано на 2017-2018 годы, на новом таможенном посту будет организовано сопровождение экспорта углеводородов.