Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Уральское таможенное управление

20 сентября 2019 13:32, изменено 26 сентября 2019 13:45

«Разумная альтернатива судебному обжалованию»

Прошло чуть более года с момента вступления в силу нового  Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (для краткости назовём его Закон). Это позволяет подвести предварительные итоги применения правового акта, в том числе, применения главы 51 Закона «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в вышестоящие таможенные органы (ведомственное, внесудебное обжалование)».

В 2019 году в Уральском таможенном управлении произошёл существенный рост числа жалоб. Но если на протяжении многих лет в  отношении большей части жалоб Управлением принимались решения об отказе в рассмотрении по существу в связи с несоблюдением обязательных требований к форме, содержанию жалоб либо порядка их подачи, то в 2019 году ситуация обратная: подавляющее большинство жалоб рассмотрено по существу. Это может свидетельствовать не только об упрощении требований Закона в отношении порядка подачи жалоб, но и о повышении общего уровня правовой грамотности заявителей: всё больше жалоб подаётся в установленный срок, подписывается и оформляется надлежащим образом.

Тем не менее, при подаче жалоб всё ещё встречаются нарушения, влекущие за собой отказы в рассмотрении жалоб по существу. Остановимся отдельно на основных правилах и требованиях, соблюдение которых позволит избежать отказа в рассмотрении жалоб по существу, либо оптимизировать процесс рассмотрения жалобы.

1. Начнём с основного момента, хотя и не препятствующего рассмотрению жалобы по существу, но удлиняющего срок рассмотрения жалобы.

Согласно Закону, жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.

Так, например, если заявитель решил обжаловать решение Уральской электронной таможни в вышестоящий таможенный орган – Уральское таможенное управление, то он подаёт жалобу в упомянутую таможню, которая, в свою очередь, направляет её с заключением и необходимыми документами в Уральское таможенное управление. В этом случае срок рассмотрения жалобы составит один месяц.

Что произойдёт, если заявитель подаст жалобу напрямую в региональное таможенное управление? Отказа в рассмотрении жалобы по существу не последует, однако срок рассмотрения жалобы по существу будет составлять два месяца. 

При этом жалоба на решение таможенного поста подается непосредственно в таможню и рассматривается в течение одного месяца.

2. Законом предусмотрено, что в случае подачи жалобы представителем заявителя, к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Это крайне важно, потому что это – прямое требование Закона.

Довольно часто основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу является полное отсутствие доверенности, либо её неправильное оформление: например, одновременно с жалобами представляются достаточно подробные (на первый взгляд) доверенности, в которых нет вышеуказанного полномочия, что влечёт за собой отказ в рассмотрении данных жалоб по существу.

3. Ещё одним распространённым основанием для отказа в рассмотрении жалоб по существу является несоблюдение требования к форме и содержанию жалоб. Основная ошибка – подача жалобы в электронном виде (без собственноручной подписи).

Закон требует: жалоба должна быть подана в письменной форме, подписана заявителем либо его представителем. Подача жалобы по электронной почте, через сайт таможенного органа в сети «Интернет» или иным образом в виде электронного документа не допускается. Положения Закона о подаче жалоб в электронном виде вступят в силу только в 2022 году.

Также в жалобе должны быть указаны наименование таможенного органа, решение которого обжалуется, фамилия, имя, отчество заявителя – физического лица либо наименование юридического лица, его адрес (место нахождения), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), существо обжалуемого решения, действия (бездействия) и основания, по которым заявитель считает, что его права нарушены.

4. Не так часто, но всё же встречаются случаи обращения в Управление с жалобами на решения, действия, (бездействия) принятые или совершённые таможенными органами год, два и более лет тому назад. Вместе с тем, ведомственное обжалование имеет чётко установленные Законом сроки, причём, весьма ограниченные.

Срок подачи жалобы составляет три месяца со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, при обжаловании бездействия тот же срок исчисляется со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия.

Пропущенный срок может быть восстановлен таможенным органом, рассматривающим жалобу, но только по инициативе лица, обратившегося с жалобой, и при наличии уважительных причин. Ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы должно быть включено непосредственно в текст жалобы  либо подано одновременно с жалобой, в качестве отдельного документа (при этом обязательно должны быть представлены документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока).

5. Достаточно часто происходит так, что юридические или физические лица направляют жалобы и заявления одновременно в таможенные органы и в суд (арбитражный суд).

Однако, если решение, действие (бездействие) таможенного органа и (или) обстоятельства, подлежащие установлению таможенным органом в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда, то таможенный орган вынужден будет отказать в рассмотрении жалобы по существу. При одновременной подаче аналогичных жалоб в вышестоящий таможенный орган и в суд, жалобу будет рассматривать суд.

Вместе с тем, никто не препятствует лицу, имеющему намерение обжаловать какое-либо решение таможенного органа, последовательно обратиться сначала в вышестоящий таможенный орган, а затем в суд. Тем более, что Верховный Суд России установил: поскольку лицо, избравшее ведомственный способ обжалования, не может быть ограничено в праве на судебную защиту, период административного обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа (то есть, обжалования в вышестоящий таможенный орган), в том числе, если жалоба не была рассмотрена по существу, не включается в срок обращения в суд.   

В заключении отметим две важные особенности, касающиеся последствий принятия решений об отказе в рассмотрении жалоб по существу. Первая особенность: заявитель не вправе повторно обратиться в вышестоящий таможенный орган с аналогичной жалобой в случае, если по ней уже было принято решение об отказе в рассмотрении по существу, за исключением случаев отказа ввиду несоблюдения требований к форме и содержанию жалобы или отказа ввиду непредставления документов, подтверждающих полномочия представителя. Аналогично: в случае отзыва жалобы её подателем (а такое право есть у заявителя в любой момент до принятия решения по существу) данный отзыв препятствует подаче повторной жалобы. Вторая особенность: решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы, об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа могут быть обжалованы только в суд.  

Ведомственное обжалование обладает определёнными преимуществами перед судебным обжалованием. В частности: жалобы в таможенные органы рассматриваются оперативно, при их подаче государственная пошлина не уплачивается, заявитель, составивший и подписавший жалобу самостоятельно, не несёт затрат на оплату услуг адвокатов или иных представителей.

 

Оценить