Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Уральское таможенное управление

История

Краткая характеристика Уральского федерального округа

Уральский Федеральный округ занимает одно из первых мест в стране по многим показателям: это и демографические характеристики (естественный прирост), и объем валового регионального продукта, объем экспорта и пр. Уральский регион является одним из самых динамично развивающихся регионов России.Уральский федеральный округ уникален и по своему экономико-географическому положению. Территория богата полезными ископаемыми. Здесь находятся уникальные производства, крупные предприятия металлургического и машиностроительного комплексов. Уникальна и транспортная система: через территорию Урала проходят многие внутренние и международные пути (авиалинии, Транссибирская магистраль), связывающие Юго-Восточную Азию с Западной Европой с востока на запад, и Центральную Азию с Арктическим побережьем с юга на север.

Площадь федерального округа составляет 1 788,9 тыс.км2 или 10,5% от территории России и занимает третье место среди федеральных округов России после Дальневосточного и Сибирского.

В Уральский федеральный округ входит территория Урала и часть Западной Сибири, с севера территория УрФО омывается водами Северного Ледовитого океана. На западе Уральский федеральный округ граничит с Северо-Западным и Приволжским федеральными округами, на востоке - с Сибирским федеральным округом, на юге - с Республикой Казахстан.

Существенное влияние на формирование экономики УрФО оказывает его чрезвычайно выгодное экономико-географическое положение. Географически Урал расположен в центре Российской Федерации. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда - относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции. На территории УрФО особенно развито машиностроение. Благоприятное экономико-географическое положение Урала способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда.

По объему внешнеторгового оборота УрФО занимает 2-е место среди федеральных округов Российской Федерации. Причем объем экспорта десятикратно превышает объем импорта. Основными статьями экспорта предприятий УрФО является продукция отраслевой специализации: топливо (нефть и газ), нефтепродукты, цветные и черные металлы, стальные трубы, разнообразная продукция машиностроения, пиломатериалы.

Участниками ВЭД импортируется в УрФО продукция легкой и пищевой промышленности, зерно, товары народного потребления, машины и оборудование.

Таким образом, природные ресурсы УрФО отличаются большим разнообразием и оказывают огромное влияние на его специализацию и уровень развития. Уральский экономический район обладает значительными запасами минерально-сырьевых, топливных и нерудных полезных ископаемых. По запасам некоторых видов минеральных ресурсов (медных руд, асбеста, калийных солей) Урал занимает ведущее место в мире.

История УТУ

Уральское таможенное управление (далее – Управление) создано приказом Государственного таможенного комитета (далее – ГТК) Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 116. В структуру Управления были включены 10 отделов, 2 службы и 1 сектор. Общая штатная численность составляла 76 человек.

В зону деятельности Управления были включены территории Свердловской, Пермской, Курганской, Оренбургской, Челябинской, Тюменской областей, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Не случайно местом дислоцирования Управления был выбран именно Екатеринбург, по праву считающийся не только столицей Уральского федерального округа, но и историческим центром таможен Урала и Западной Сибири. Возникшая почти 287 лет тому назад, практически одновременно с образованием города, Екатеринбургская таможня долгие годы стояла на страже «государевых интересов», и, находясь на границе Европы и Азии, выполняла важную торгово-посредническую роль и собирала немалую пошлину для российской казны.

Структура таможенных органов Управления развивалась в соответствии с изменяющимися условиями.

27 июля 1987 года приказом Главного управления Государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР № 81 в Магнитогорске создана первая на Урале таможня. Зонами деятельности для Магнитогорской таможни были определены 5 областей Урала (Пермская, Тюменская, Курганская, Челябинская, Свердловская) и Башкирия.

Современная Екатеринбургская таможня создана 05 июля 1989 года в соответствии с приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУ ГТК СССР) № 111 «О создании таможен».

17 августа 1989 года подписан приказ ГУ ГТК СССР № 134 «О создании Челябинской таможни». Практическую деятельность таможня начала с 22 октября 1990 года с момента принятия в таможню первых сотрудников.

В 1989 году были созданы Оренбургская, Пермская и Уфимская таможни.

25 марта 1996 года приказом ГТК России № 164 Уфимская таможня реорганизована в Башкирское таможенное управление.

Современная Тюменская таможня создана приказом ГУ ГТК СССР от 24 октября 1990 года № 253 путем преобразования Тюменского таможенного поста (образован приказом ГУ ГТК СССР от 01 сентября 1989 года № 148).

Курганская таможня создана 05 августа 1992 года приказом ГТК России № 310 «О создании новых таможенных органов» путем преобразования Курганского таможенного поста.

Ижевская таможня – была образована 1992 году, в 1996 году переименована в Удмуртскую таможню.

21 июля 1993 года на базе таможенного поста «Нижний Тагил» (создан 30 июля 1990 года на основании приказа ГУ ГТК СССР № 166 «О создании таможенных учреждений») сформирована Нижнетагильская таможня.

Орская таможня – создана в 1993 году.

Уральский акцизный таможенный пост - создан в соответствии с приказом ГТК России от 06 сентября 1994 года № 457. Приказом ГТК России от 14 ноября 1994 года № 592 выделен из структуры Управления. Ликвидирован приказом ГТК России от 02 сентября 1997 года № 527.

Кольцовская таможня образована в соответствии с приказом ГТК России от 17 февраля 1995 года № 104 «О создании Кольцовской таможни».

10 ноября 1995 года приказом ГТК России № 676 создана Нижневартовская таможня путем преобразования Нижневартовского таможенного поста (создан 11 сентября 1992 года приказом ГТК России от 11 сентября 1992 года № 397). 03 сентября 2003 года приказом ГТК России № 954 «Об изменении ряда наименований таможен Российской Федерации» Нижневартовская таможня переименована в Ханты-Мансийскую таможню.

10 ноября 1995 года приказом ГТК России № 676 создана Сургутская таможня. В соответствии с приказом ГТК России от 01 сентября 2000 года № 797 Сургутская таможня реорганизована путем присоединения к Нижневартовской таможне.

10 июня 1997 года приказом ГТК России № 329 в Уральском регионе создана Уральская оперативная таможня.

09 августа 1995 года приказом ГТК Российской Федерации № 486 создана Новоуренгойская таможня на базе таможенного поста «Новый Уренгой» (был создан приказом ГУ ГТК СССР от 24 октября 1990 года № 253). Приказом ГТК России от 12 июля 2002 года № 739 Новоуренгойская таможня переименована в Ямало-Ненецкую (с 01 января 2003 года) и передислоцирована из г. Новый Уренгой в г. Салехард.

16 июня 2000 года приказом ГТК России № 522 «О совершенствовании системы таможенных органов, расположенных в Приволжском и Уральском федеральных округах» регионом деятельности Уральского таможенного управления определена территория Уральского федерального округа (в зоне ответственности таможенных органов Управления имелась граница с Республикой Казахстан протяженностью более 1500 км). С 01 июля 2000 года Оренбургская, Орская, Пермская и Удмуртская таможни были переподчинены Приволжскому таможенному управлению.

На формирование структуры таможенных органов, расположенных в Уральском федеральном округе, оказывали влияние как экономические, так и внешнеполитические тенденции.

В целях совершенствования структуры таможенных органов Уральского таможенного управления, расположенных в г. Екатеринбурге, в 2010 году ликвидирован Екатеринбургский железнодорожный пост Екатеринбургской таможни, созданы 2 центра электронного декларирования (Южно-Уральский таможенный пост Челябинской таможни (ЦЭД) и Екатеринбургский таможенный пост (ЦЭД) Екатеринбургской таможни), регионом деятельности которых была определена территория Уральского федерального округа. В зоне деятельности Нижнетагильской таможни, в целях обеспечения функционирования Корпорации ВСМПО – АВИСМА (Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение) и создаваемой свободной экономической зоны «Титановая долина», в 2010 году создан Верхнесалдинский таможенный пост.

В связи с отменой с 01 июля 2011 года таможенного контроля на «внутренних» границах стран – членов Таможенного союза были проведены мероприятия по изменению структуры таможенных органов Управления. Ликвидированы 9 таможенных постов (таможенные посты Курганской таможни: Звериноголовский, ЖДПП Петухово, МАПП Петухово; таможенные посты Магнитогорской таможни: ДАПП Мариинский, ДАПП Николаевка, ЖДПП Карталы, таможенный пост МАПП Казанское Тюменской таможни; таможенные посты ЖДПП Троицк, МАПП Бугристое Челябинской таможни) и 2 отдела таможенного оформления и таможенного контроля Половинского таможенного поста Курганской таможни (ОТОиТК № 3 и ОТОиТК № 4).

В 2013 году, в целях оптимизации структуры таможенных органов, расположенных в Уральском федеральном округе, в соответствии с приказом ФТС России от 09 октября 2012 года № 2028 «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Уральском федеральном округе» с 05 февраля 2013 года реорганизованы Курганская и Нижнетагильская таможни в форме присоединения к Челябинской и Екатеринбургской таможням соответственно. Подобные организационно - штатные мероприятия проводились впервые после 2000 года, когда 4 таможни были переподчинены Приволжскому таможенному управлению и ликвидирована Сургутская таможня.

Важным событием в 2013 году стало открытие в новом грузовом комплексе ОАО «Аэропорт Кольцово» первого в Уральском федеральном округе места международного почтового обмена (ММПО г. Екатеринбург). В соответствии с приказом Управления с 28 октября 2013 года создан ОТОиТК № 2 таможенного поста Аэропорт Кольцово (грузовой) штатной численностью 35 шт.ед., специализирующийся на совершении таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу Таможенного союза в международных почтовых отправлениях. В структуре Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина 16 июня 2015 года создан таможенный пост Аэропорт Кольцово (почтовый).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года № 2203-р в морском порту Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ) установлен морской грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В соответствии с приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 08 сентября 2014 года № 194-ОД (вступил в силу 23 января 2015 года) открыт морской грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Сабетта.

Результатом проведенных в марте-апреле 2016 года организационно - штатных мероприятий стала реорганизация Магнитогорской таможни в форме присоединения Карталинского, Магнитогорского железнодорожного таможенных постов и таможенного поста Аэропорт Магнитогорск к Челябинской таможне.

По состоянию на 15 октября 2017 года в регион деятельности Уральского таможенного управления входит территория шести субъектов Уральского федерального округа: Свердловской, Тюменской, Челябинской, Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Организационную структуру Управления формируют 8 таможен: Уральская электронная, Оперативная, Екатеринбургская, Тюменская, Челябинская, Ханты-Мансийская, Ямало-Ненецкая и Кольцовская им. В.А. Сорокина и 38 таможенных постов.

В настоящее время в регионе деятельности Уральского таможенного управления функционируют 5 аэропортов, открытых для международного сообщения: аэропорт г. Магнитогорск, аэропорт Баландино (г. Челябинск), аэропорт г. Сургута, Аэропорт г. Кургана, Аэропорт Сабетта, 4 воздушных пункта пропуска: Аэропорт Кольцово (г. Екатеринбург), Аэропорт Рощино (г. Тюмень), Аэропорт г. Ханты-Мансийск, Аэропорт г. Нижневартовск и 1 морской пункт пропуска Сабетта.

25 октября 2018 года открылась Уральская электронная таможня. Она стала частью пилотного проекта ФТС России по созданию сети региональных электронных таможен.